Зигмунд Фрейд (австрийский психиатр и психоаналитик) считал: все, что мы
с вами делаем, мотивировано двумя факторами – сексуальной потребностью и
желанием стать великим. А Д. Дьюи (американский философ) считал, что самым
глубоким побуждением человеческой натуры является «желание стать значительной
личностью». Если бы наши предки не обладали этой пламенной страстью доказывать
собственную значимость в глазах других, цивилизация стала бы невозможной. Без
этой страсти мы так и остались бы животными. Человек рождается на свет уже
человеком и с одной стороны это существо энергетическое, а с другой –
общественное. Строение тела обуславливает возможность происхождения, структура
мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу
использования орудий труда и т.д., всеми этими возможностями оно отличается от
детеныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в
обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически
обусловлено и сформулировано.
В понятии "индивид" выражено родовая
принадлежность человека, это гипотетическое образование - набор наследственных,
индивидуальных черт. Появляясь на свет человек становится личностью.
"Личность" - понятие социальное, на которую
большое влияние имеет среда; тот же человек, но рассматриваемый как
общественное существо.
Введение в психологию понятия личности
означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят
из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях
с материальным миром, к общественному окружению, к другим людям.
Эти отношения реализуются в деятельности людей, в
той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир и
изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной
роли, которую она играет в
жизни.
Человек не рождается с готовыми
способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни
человека. На сколько эффективно развиваются эти качества, на столько будет
определена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.
Потребность в управлении возникает в
повседневной нашей жизни, абсолютно не важно в какой ситуации это происходит:
договариваясь о месте встречи или строя дом. То есть когда хотя бы два человека
объединяют свои усилия для достижения какой либо общей цели, возникает задача
координации их совместных действий, решение которой кто- то из них берет на
себя. При этом один становится руководителем, управляющим, а другой – его
подчиненным, исполнителем.
Психологией лидерства интересуются давно. Лидер - прежде всего
человек, на поведение которого ориентированны члены группы; именно он
задаёт тон и некий стандарт поведения, определяя цели и задачи группы.
Именно он имеет психологическое право принудить членов группы выполнять
поставленные перед ним задачи. Иными словами, лидер обладает властью,
высоким профессионализмом, компетентностью, умением соизмерять свою
деятельность с существующими законами. И, наконец, самое главное - лидер принимает на себя
ответственность за группу людей и за её действия. В результате появляются
те, кто специально занимается управленческой деятельностью. Главной их задачей
становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в
целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы.
Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на
Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами
жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, которые требовали большого
числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные
рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были
бы свободны в своих поступках.
В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как
преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина-руководитель уже больше не
вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. Об этих
особенностях поведения и личностных качествах не только мужчин – руководителей,
но и женщин – руководителей пойдет речь в этой работе.
|