Огромную роль в сохранении и упрочнении позиций фирмы на
рынке играет реклама. Реклама продукции и деятельности предприятия – это
важнейшая составная часть комплекса маркетинговых мероприятий, своеобразный
информационный выход на потребителя.
При правильной организации реклама очень эффективна и
способствует быстрой бесперебойной реализации производимой продукции. Но для
того, чтобы реклама работала, нужно разработать стратегию рекламной кампании.
Большая часть российских владельцев и управляющих предприятий склонны
использовать единичные рекламные акции. Нередко они прибегают к ним в крайних
случаях как к "скорой помощи" и ждут немедленных положительных
результатов. Такой "кавалерийский" подход трудно назвать рекламой в
современном смысле слова, и он вряд ли может принести ожидаемые
"плоды" в виде увеличения сбыта продукции или услуг.
Другим подходом служит разработка стратегий рекламной
кампании. Этот подход позволяет избежать ошибок при проведении рекламы. Он
позволяет минимизировать риски связанные с недопониманием потребителя, он
позволяет повысить эффективность рекламы. Т.е. разработка стратегии рекламной
кампании дает фирме успешно справляться с своими проблемами сбыта, даже позволяет
успешней конкурировать с другими фирмами.
Если фирма разрабатывает стратегию рекламной кампании, она
избегает множество ошибок при ее проведении и делает такую рекламу, которая
направлена на потребителя более точно, чем необдуманные и бессмысленные рекламные
акции, которые порой просто вредят фирме, например снижая ее имидж.
Зарубежный опыт давно уже показал насколько велико значение
разработки рекламной компании, как одного из средства стимулирования продаж и
создания имиджа фирмы.
1
ЦЕЛЬ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ЦЕЛЯМИ МАРКЕТИНГА
Основной источник разработки стратегии рекламной кампании –
общая программа маркетинга. Исходя из этого и формируются цели рекламной
кампании. Т.е. каким путем спланированы все мероприятия по стимулированию
сбыта, какие цели перед собой ставит фирма в области потребителя (его нужд,
запросов, потребностей), так и должна действовать рекламная кампания. Ведь если
допустим цель маркетинга – увеличить объем продаж, то цель рекламной кампании
должна быть – заставить потребителя покупать товар, т.е. воздействовать на него
так чтобы он больше покупал. А если цель рекламной кампании будет закрепить
образ фирмы в глазах потребителя, то такая нестыковка целей приведет к не
достижению в конечном итоге общей цели организации, т.к. цели маркетинга
напрямую исходят из общей цели организации.
Поэтому рекламная кампания – это комплекс рекламных
мероприятий, объединенных целью (целями), для реализации маркетинговой
стратегии рекламодателя путем побуждения заданного круга потребителей к действию
с помощью рекламных обращений.
В наши дни концепция рекламы и концепция маркетинга
заключается в одном и том же, в центре, что в маркетинговой деятельности, что в
рекламной стоит потребитель.
Производитель, прежде чем начать выпуск продукции исследует
потребителя, а затем использует полученные сведения в определении целей
маркетинга и рекламы.
Цель рекламы, как правило, сводится к тому, чтобы убедить
потенциальных покупателей в полезности товара и привести к мысли о
необходимости купить его.
Фирма должна четко представлять цель рекламы, то
есть зачем будет проведена рекламная кампания. Цель может заключаться в
формировании имени, престижа фирмы, с тем, чтобы впоследствии занять прочное
положение на рынке. Целью может быть просто сбыт товара. Другими словами цели
могут быть экономическими и неэкономическими, или реклама может носить чисто
экономический или неэкономический характер. Рассчитывать на высокую
эффективность рекламы с экономическими целями не всегда возможно, потому что
практически всегда подобная реклама предполагает приобретение товара
потребителем почти “мгновенно”. В принципе реклама неэкономического характера
добивается тоже экономических целей. Другое дело, что она это делает не
напрямую, а косвенно.
То, какой характер будет носить реклама фирмы или
предприятия, зависит от многого: от ее стратегии, от размера самой фирмы или
предприятия, следовательно от бюджета (бюджет фирмы может не позволить тратить
средства на рекламу, создающую фирме имя и престиж, в этом случае фирма будет
производить рекламу экономического характера); от целей на рынке вообще; от
конкретной сложившейся рекламной ситуации; от поведения конкурентов; от
занимаемого на рынке положения.
Цели проведения рекламных кампаний могут быть самыми
разнообразными и они зависят от целей маркетинга:
Ø внедрение на
рынок новых товаров, услуг;
Ø стимулирование
сбыта товаров или увеличение объемов реализации услуг;
Ø переключение
спроса с одних товаров (услуг) на другие;
Ø создание
благоприятного образа предприятия (фирмы) и товара;
Ø обеспечение
стабильности представлений у покупателей и партнеров о товаре или предприятии
(фирме) и др.
Как правило, в качестве основной цели рекламной кампании
предприятия называют увеличение сбыта (создание его с нуля, если речь идет о
диверсификации) или поддержание его на прежнем уровне (если планируется
повышение цен и т.п.). Сбыт является универсальным средством измерения в силу
его первоочередной важности для предприятия. Однако на сбыт влияют в большей
степени не рекламные факторы: товар, цена, распределение, стимулирование.
Реклама влияет на сбыт в основном через повышение уровня известности продукта и
предприятия, и создание образа продукта и предприятия. Таким образом,
увеличение сбыта может быть названо главной целью рекламной кампании, но
директивное задание его величины не может служить достаточной основой для
разработки.
Представления потребителей
|
|
Реально на определение целей рекламной кампании влияют
факторы, показанные на рис. 1.
Рис. 1: Факторы, влияющие на определение целей
рекламы
Под потребителями здесь понимаются не только конечные
потребители продукции предприятия, но и все категории покупателей,
приобретающие товар у него. Прямое или опосредованное влияние на сбыт могут
оказывать: информированность о продукте, мнение о его потребительских свойствах
конечных потребителей; информированность и мнение о целесообразности продажи
продукта розничных торговцев; информированность и мнение о прибыльности
продукта оптовиков. Для каждого конкретного бизнеса можно выделить
представления конкретных потребителей, в конечном счете влияющие на сбыт.
Аналогично обстоит дело с информированностью и мнением потребителей о
предприятии, где определяющими факторами могут являться надежность, политика,
сервис и т.д.
Как правило, представления потребителей допускают несколько
возможных вариантов целей кампании.
Маркетинговые стратегии – основа определения целей рекламной
кампании. Рекламе отведена отнюдь не главная роль в комплексе маркетинга. Цели
предприятия достигаются согласованным действием маркетинговых инструментов.
Если взять, например, сбыт в качестве мерила достижения целей, то маркетинговые
стратегии определяют, как именно будет достигнута цель: должно ли быть
долговременное постепенное приращение сбыта, соответствующее растущей
производительности предприятия, или нужен сильный кратковременный всплеск для
продажи товарных излишков; следует ли для увеличения сбыта привлечь новых дилеров
или обеспечить рекламной поддержкой существующих дилеров. Реклама может
обеспечить внимание потребителей, интерес, желание купить, но покупка
реализуется при наличии товара нужного качества в нужное время, в нужном месте
по нужной цене.
Предприятия, применяющие рекламу без увязки с маркетингом,
часто получают отрицательный эффект на вложенные средства: например, при
несогласованности по срокам рекламы и распределения товара разрекламированный
выход нового товара или услуги порождает спрос, который остается
неудовлетворенным, поскольку товар отсутствует. Вместо ожидания
задерживающегося товара потребитель обращается к конкуренту за аналогами;
последующее предложение продукта игнорируется как ненадежное.
Зарубежный и отечественный опыт в области рекламы показывает,
что комплексное и последовательное проведение рекламных мероприятий,
разработанных с учетом маркетинговой стратегии, дает значительно больший
эффект, чем отдельные, не связанные между собой общей целью и разобщенные во
времени.
|