Сегодня,
когда на рынке появилось огромное количество предприятий, очень трудно
завоевать покупателя или найти до сих пор не занятую нишу и предложить
потребителю действительно уникальный товар или единственную в своем роде
услугу. До недавнего времени использовались различные методы исследования
потребителей: фокус-группа, глубинное интервью, …На основании полученных
результатов строились бизнес-планы, рекламы. Но исследователи заметили, что
полученные данные не всегда соответствовали истине, так как участники
исследования воспроизводили свои мысли в такой степени истины, которая была
выгодна именно им. Поэтому перед психологами поставили задачу: как узнать у
потребителей то, что они на самом деле думают. Тогда была разработан
специальный метод исследования потребителей.
«Проективный
метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в
данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод
характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей
множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За
каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных
смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.» (Психологический словарь,
1990).
Основное
отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть
субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и
понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит
проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают
мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам
не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.
Основная
цель работы заключается в изучении данного метода, выявления его сущности и
определение эффективности, в связи с чем и было сформировано содержание данной
работы.
|