Реклама – это искусство. Составителю текста всегда необходимо иметь в виду психологию воздействия рекламы на получателя. Это очень важный аспект. Реклама достигает успеха, если при ее составлении соблюдены особенности человеческой психики. Как заинтересовать покупателя? Прежде всего, реклама действует на сознательную и бессознательную сферы психики человека. «Сознание человека - это не простой наблюдатель происходящего вокруг, а активно действующее лицо, которое выбирает нужную ему информацию». [4,с.17-31] Восприятие информации связано с ее переработкой, с ее осознанием в каждый момент. Бессознательное – то, что мы можем увидеть, неосознанно оценить и не проявить никакой реакции, но при необходимости вспомнить.
Разберем пример. Вам необходимо купить холодильник, и вы просматриваете рекламные объявления в надежде найти то, что вам нужно. Вам встречается реклама сковородок отличного качества, это объявление вы пробегаете как будто машинально, глазами: сковородки вам не нужны. Однако через несколько месяцев сковородки вам все таки понадобились, и в вашем сознании всплывают фрагменты текста, на которые вы не отреагировали раньше. Но чтобы этот текст отложился в памяти, он должен быть написан ярко, с использованием опорных смысловых слов.
Итак, слово помогает запомнить содержание текста. «Ученые установили, что слово оказывает на человека влияние во много раз сильнее, чем какие-либо другие факторы». [12,с.32] Многое зависит и от эмоционального воздействия рекламных объявлений, от ряда факторов, которые тесно взаимодействуют:
1. материальные и духовные потребности людей
2. содержание, информативность
3. новизна и конкретность рекламной информации
4. действенность выбранных аргументов
5. эмоциональная насыщенность текста
6. речевая целесообразность
Очень многое зависит от ассоциаций, именно этим фактором руководствуются составители рекламного текста. Можно выделить несколько типов рекламных текстов, основанных на ассоциативных принципах:
Информационный тип.
Дается минимальная информация, основанная на прямых значениях слов. Например: «Продаются щенки дога. Телефон…» или «Обменяю двухкомнатную квартиру на две однокомнатные. Телефон…» Это обычная информация.
Логический тип.
Основан на логических доводах, логических доказательствах, т.е. это практически информационный тип рекламного воздействия с неким дополнением, расшифровкой.
Приведем примеры рекламы логического типа:
«Новая «Эра» для автомобилей
По ценам более низким, чем те, которые устанавливают
на аналогичную продукцию другие фирмы,
Вам предлагает
противоугонные системы сигнализации компания «ЭРА»
«Чтобы обувь служила дольше,
сдавайте ее в ремонт своевременно
Заменить набойку- дело нескольких минут.
Но если вовремя не зайти в мастерскую,
Починить туфли будет намного сложнее.
В этих текстах используются логические доказательства, которые создают у получателя рекламы ассоциации, способствующие убеждению.
Образный тип.
Основан на эмоционально-образных ассоциациях, на использовании различных эмоциональных, образных средств языка. Здесь надо воздействовать на потребителя эмоционально, то есть воздействовать на него каким- то яркими словами.
Эмоциональный тип рекламы:
«Стирка мужских сорочек
Одинокие мужчины и усталые женщины!
Специально для Вас!
Срочная химчистка и стирка белья
мужских сорочек за 24 часа .»
Ну как же не обратиться в эту кампанию, после таких доводов! Поистине, реклама - это искусство слова. В этой рекламе присутствуют и логические элементы убеждения, но основные – эмоциональные. Именно на эмоциональное восприятие и рассчитывает автор этого рекламного текста. Поэтому здесь и восклицательные, и вопросительные предложения.
Смешанный тип.
Не трудно догадаться, что содержит в себе реклама смешанного типа. Здесь в рекламе дается необходимая информация, которая воздействует на потребителя логическими доводами, убеждая в необходимости последовать совету рекламы, добавляются эмоциональные средства:
|