Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля предприятия. Речь идет об оценке руководством состояния этого портфеля, т. е. об оценке положения всех входящих в состав предприятия производств. Под » производством» может иметься в виду отделение фирмы, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар.
Такой анализ требует выявить более или менее рентабельные производства и принять решения о том, что делать с каждым из них в отдельности. Фирме явно захочется вложить основные ресурсы в наиболее рентабельные производства и сократить или вообще прекратить вложения в слабые. Она может поддерживать свой хозяйственный портфель в боевой готовности, укрепляя или добавляя набирающие силу производства и избавляться от слабых.
Блок хозяйственного портфеля предприятия дает возможность решить следующие задачи:
· какие отрасли развивать в данной ситуации конкретному предприятию на основе ситуационного анализа и прогнозирования тенденции развития рынка на Украине? Естественно следует развивать прибыльные отрасли.
· какие отрасли сохранять на прежнем уровне и почему? Как правило это низкорентабельные отрасли, но они дают возможность смягчить сезонность в использовании рабочей силы, дополнительный размер денежной выручки.
· какие отрасли «сворачивать» или в отраслях - производство отдельных товаров? Естественно это касается прежде всего убыточных отраслей.
Для оценки привлекательности конкретной отрасли фирма учитывает размер рынка, темпы его роста, размеры получаемой на нем прибыли, интенсивность конкуренции, цикличность и сезонность деловой активности, а также возможности снижения себестоимости товарной единицы в условиях крупносерийного производства или за счет опыта, накопленного управляющими. Прочность коммерческого производства фирмы оценивается по показателям ее доли рынка, конкурентоспособности ее цен, качества ее товаров, знание своего рынка, эффективности сбыта и имеющихся географических преимуществ.
Выделяя наиболее приоритетные отрасли, которыми для ОАО «Комбината «Крымская Роза» является производство одеколонов и масел, без трудностей находящих своего потребителя, можно сказать, что эти отрасли необходимо развивать и вкладывать в них больше средств и больше усилий на совершенствование этих товаров. Что же касается производства духов, то эта отрасль является убыточной , отчисления в это направление необходимо сократить и направить на более перспективные: производство одеколонов, масел, воды.
В рассмотрении блока хозяйственного портфеля воспользуемся матрицей Мак - Кинсея . Матрица Мак - Кинсея позволяет предприятию классифицировать каждую свою отрасль по ее доле в прибыли предприятия относительно других, ее конкурентоспособности, занимаемому объему рынка, уровню экономического роста и интереса к ним предприятия. Используя эту матрицу предприятие может наметить стратегические направления производственной деятельности, т.е., определить направления развития отраслей.
Позиция отраслей |
Интерес предприятия к отраслям |
| |
| |
сильный |
средний |
слабый |
прибыльное |
лавандовое масло
IS |
розовое масло
IS |
шалфейное масло
RD |
с минимальной прибылью |
одеколоны
IS |
розовая вода
RD |
мятное масло
S |
убыточное |
лавандовая вода
RD |
духи
S |
конкрет, сухие отходы
S | | | | | | |
|