Конкуренция
–это сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. Существует 3 осн. направления конкурентной борьбы: конкуренция среди продавцов, конкуренция среди покупателей, конкуренция между продавцами и покупателями.
Роль конкуренции:
1. сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными (с ОНЗТ)(з-н стоим., спроса и предложения)
2. побуждает к учету потребностей рынка
3. порождает механизм саморегулирования рынка
4. выполняет ф-цию рын. размещения ресурсов.
5. порождает среди товаропроизводителей либо приспособленческое поведение, либо обеспечивающее поведение, либо новаторское поведение.
6. выполняет контролирующую функцию
7. своеобразный двигатель экономического прогресса (разоряет одних, обогащает других)
8. важны социальные последствия конкур. борьбы (экономич. свобода каждого агента, развитие его предприимчивости, но и разорение неудачливых)
Виды:
2 критерия: сфера конкур. борьбы; характер конкур. борьбы. С точки зрения сферы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. С точки зрения характера - совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция
- это такое состояние рын. системы, когда:
1. множество покупателей и продавцов, никто не влияет на положение рын. конъюнктуры
2. одинаковые, однородные товары и услуги
3. все продавцы и покупатели имеют одинаковую, полную информацию о рынке
4. свободен вход и выход с рынка
Несовершенная конкуренция
- это такое состояние рын. системы, когда нарушается хотя бы один из признаков сов. конкуренции.(кол- во фирм мало, товар разнородный или уникальный, у фирм нет равного доступа к инфо., вход и выход затруднен или не возможен)
Достоинства совершенной конкуренции
:
1. макс. стимулирует эфф-ть пр-ва т.е. снижение изд-к и макс- ю прибыли. Отсюда следует, что все то, что мешает конкур-ии тормозит развитие рынка.
2. способствует такому переливу кап-ла, кот. выгоден пок-лю, обществу в целом.
3.отвергает производство ради производства
4. создает саморегулирующуюся систему рынка.
Недостатки:
1. равновесие создается путем бесконечного нарушения этого равновесия
2. система хоз-ва не стабильна
3. порождает монополизм в ходе соперничества
4. ей чужды общественные блага и ценности
5. порождает отриц. внеш. эффекты(загр. окр.среды)
6. ей чужды заботы о том, что не окупает себя в данный момент (фунд. научн. исслед.)
7. не учитывает разнообразия потребностей, их уникальности в отдельных людях
8. не гарантирует равные рез- ты деятельности человека в этой системе.
К-я бывает - внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая
Виды конкуренции:
1. внутриотраслевая - соперничество между предпринимателями, занятыми производством одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы склонить покупателя к приобретению продукты именно данной фирмы (ценовая конкуренция - снижение цен, достигаемое уменьшением издержек и т.п. и неценовая - качество, доверие к марке фирмы и т.д.).
2.
межотраслевая - соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. Каждый предприниматель оценивает результаты своей деятельности, при этом одним из главных критериев оценки является норма прибыли, позволяющая сопоставить результаты с затратами. Норма прибыли в рамках различных отраслей по многим причинам оказывается неодинаковой, что способствует переливу капитала, а вместе с ним и рабочей силы из одной отрасли в другую, и, в конечном итоге, корректировке отраслевой структуры хозяйства.
Несовершенная конкуренция бывает следующих видов:
1. Естественная монополия - абсолютная монополия (Газпром);
2. Абсолютная монополия - на рынке только один продавец;
3. Дуополия - олигополия, при которой на рынке действуют 2 продавца;
4. Олигополия - на рынке действуют несколько крупных корпораций, продукция которых может быть как однородной (алюминий, сталь), так и разнородной (автомобили). Особенность: взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено;
5. Монопсония - на рынке только один покупатель;
6. Дифференциация качества товара - монополистическая конкуренция. На рынке действует относительно большое число небольших производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию.
Влияние несовершенной конкуренции на рыночную структуру противоречиво. Положительное:продукция при монополистической конкуренции отличается высоким кач- вом, дифференциация продукта и услуг направлена на то, чтобы лучше удовлетворять запросы потребителей. Крупные фирмы имеют целый ряд преимуществ перед мелкими. Отрицательное:Одним из последствий ее влияния являются потери, которые несет общество и покупатель (нет позитивного влияния конкуренции, регулирующего рыночные отношения). Отсюда возникает необходимость антимонопольного законодательства, направленного в т.ч. и на ограничение недобросовестной конкуренции.
|