Хозяйственные связи
между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью - важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность фирм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.
Система хозяйственных
связей включает, в частности:
ü участие торговых организации в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством предоставления заявок и заказов;
ü хозяйственные договоры;
ü контроль за соблюдением договорных обязательств;
ü применение экономических санкций;
ü участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
ü проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
ü установление оптимальных финансовых взаимоотношений;
ü применение административно-правовых норм и др.
Новые условия хозяйствования, связанные с развитием рыночной экономики, потребовали:
ü значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору;
ü устранение излишней регламентации;
ü повышение роли хозяйственного договора;
ü перехода от административно-командных методов управления к экономическим;
ü перехода от централизованного распределения ресурсов к свободной продаже товаров;[2]
В условиях развитой рыночной экономики централизованное регулирование хозяйственных связей между поставщиками и покупателями уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых форм гражданского законодательства.
В настоящее время основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является ГК РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств и т.д.
Сфера хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров, как любая коммерческая деятельность, все-таки требует определенного уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введения в действие помимо ГК РФ, законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований качества товаров и услуг, пресечения недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установления налоговых льгот, тарифов стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства.
|