Стратегии ценообразования при монополистической конкуренции.
1. Стратегия по кривой освоения (рис. 31, 32).
На графике точки А
, В
и Сявляются точками затрат фирм А, В и С соответственно.
Рис. 31.
Стратегия по кривой освоения. Рис. 32.
Кривая освоения.
Фирма А снижает цену, так как имеет самые низкие АС
, с тем, чтобы фирмы В и С не получали прибыль.
2. Стратегия с учетом географического фактора (учитывается месторасположение покупателя, в цене учитываются транспортные расходы).
3. Стратегия использования дискриминационных цен на основе сегментирования рынка.
4. Стратегия комплектного ценообразования (товар продается в комплекте с нагрузкой: один товар дорогой, другой – дешевый).
5. Стратегия двухсоставных товаров (в цену заложена базовая часть стоимости, другая часть может присутствовать или нет).
6. Стратегия лидерства при потерях (продается какой-либо новый товар и одновременно снижается цена на основной товар. Этим самым покупатель привлекается в магазин в надежде, что помимо новинки, он купит и основной товар).
Модели ценообразования в олигополии.
В условиях олигополии существует несколько моделей ценообразования:
1. Модель на основе ломаной кривой спроса (модель с жесткими ценами).
2. Модель рынка с доминирующей фирмой (лидером).
3. Модель на основе сговора.
4. Модель Курно на основе теории игр.
Методы, использующиеся в зависимости от типа поведения олигополиста:
1. Нескоординированная олигополия (фирмы не вступают в контакт друг с другом).
2. Сговор, ориентированный на долгосрочную перспективу.
3. "Игра по правилам" (фирма сознательно делает свое поведение понят- ным и предсказуемым для конкурентов, тем самым обеспечивая равно- весие в отрасли).
Модель ломаной кривой спроса и её особенности и использование в условиях олигополии.
Рассмотрим рисунок 34. Здесь на рынке действуют несколько фирм. Более пологая кривая D
2 есть кривая спроса на всём олигополистическом рынке, а D
1 есть кривая спроса на товары фирмы-олигополиста.
Рис. 34.
Модель ломаной кривой спроса.
Смысл стратегии состоит в том, что при снижении цены, на которое пой- дёт фирма-олигополист после точки В
, все остальные фирмы последуют за ней, и цена установится на уровне Р
*
. Это делается для предотвращения це-новой войны.
|