Документирование и документооборот.
Бухгалтерскому учету как функции управления присущи следующие основы его организации
:
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. Это означает, что государственные органы законодательной и исполнительной власти в соответствующих законах и иных законодательных актах устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и осуществляют меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации. Исходя из этого Минфин РФ (ЦБРФ-для банков, Росстрахнадзор- для страховых организаций) регламентирует единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных операций и процессов, принципы их оценки, обязанности, права и ответственность учетного аппарата.
2. Инициатива предприятий по рационализации и совершенствованию учета. Это означает, что учетный процесс организует само предприятие исходя из специфики своей деятельности и принятой учетной политики.
3. Повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении пользователей бухгалтерской информации. К такой информации относятся отчет о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности, рентабельности и др.
4. Динамичность бухгалтерского учета, постоянное совершенствование процесса, методики и техники учгта.
Помимо основных принципов должны соблюдаться следующие правила построения бухгалтерского учета:
1. Сплошная, непрерывная, документально обоснованная и взаимосвязанная регистрация всех совершенных на предприятии хозяйственных операций.
2. Учет кассового расхода денежных средств.
3. Оценка имущества и обязательств. Выполнение первого правила основано на строгом документировании хозяйственных операций. Основанием для любой бухгалтерской записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, которые представляют собой письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, имеющее правовое значение. Показатели документа должны содержать все особенности операции, информацию, необходимую и достаточную для учета, анализа, контроля и отчётности. Госкомстат РФ занимается разработкой унифицированных (типовых ) форм первичных документов для всех предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Для первичных учетных документов установлен состав обязательных реквизитов. К их числу относятся: наименование документа, дата составления, место составления, содержание хозяйственной операции, количественная характеристика хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование и подписи должностных лиц, ответственных за совершение операции. Все первичные документы должны представляться в бухгалтерию организации в установленном порядке, к определенному сроку для проверки с
точки зрения законности отраженных в них операций, правильности оформления, а также для последующей обработки и группировки.
Движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом.
|