После сбора информации необходимо полученную информацию обработать. В данном случае проведем ранжирование исследуемых фирм, используя метод экспертных оценок для фирм производителей, и рассчитаем показатели конкурентоспособности для тех же фирм, и по итогам этих анализов выявим фирм лидеров и фирм аутсайдеров.
Как известно товар, как и всякий продукт, обладает специфическими и качественными характеристиками, которые определяют его целевое назначение и полезные свойства, благодаря которым он и потребляется. Необходимо учитывать, что товар как продукт труда, произведенный для продажи, должен быть наделен, кроме физических (технико-эксплутационных) характеристик, ещё и привлекательными характеристиками, которые делали бы товар легко узнаваемым на рынке среди других аналогичных по назначению товаров, удобным для транспортировки, престижным, рациональным по цене, сервисному обслуживанию и т.д.
Для обеспечения привлекательности товара должны быть предусмотрены определенные сопровождающие, окружающие товар характеристики. Основными факторами, которые формируют соответствующее окружение товара и способствуют его эффективному продвижению и потреблению, являются следующие: возможность приобретения, ценность (полезность), цена, качество, срок службы, форма, упаковка, имидж, марка, экологичность и т.д.
Характеристики окружения дополняют потребительскую стоимость товара, так как формирование привлекательности нацелено на обеспечение качества товара и упаковку и на создание имиджа, марки товара, на организацию сервиса до и после покупки товара, на формирование общественного мнения и создание удовлетворенности покупателя от приобретения и использования данного товара.
Таким образом, товар может рассматриваться как ценность для потребителя, если он интегрирует в себе как элементы физических и технических характеристик, так и характеристики окружения товара, которые создают дополнительны эффект для покупателя.
Т.о. товар, находящийся на рынке можно рассматривать как изделие, состоящее в общем случае из трех уровней:
Первый уровень - основная выгода товара, т.е. главное, целевое назначение изделия (удовлетворение потребностей потребителя).
Второй уровень – товар в реальном исполнении, т.е. это имидж, марка товара, с соответствующими качествами и свойствами.
Третий уровень – товар с подкреплением, этот уровень характеризует сервисное обслуживание при покупке товара.
Данные уровни отображены на рисунке 7.
Рисунок 7 Товар, рассматриваемый на трех уровнях
Конкурентоспособность любой торгующей фирмы определяется её возможностью предоставить покупателю совокупность всех трех составляющих товара, т.е. сам товар, с дополняющим его окружением.
Для повышения конкурентного уровня, фирмы используют, в основном, второй и третий уровень товара.
Характеристики, относящиеся ко второму уровню товара следующие:
1. Качество товара;
2. Свойства товара;
3. Марка товара;
4. Внешнее оформление;
5. Упаковка.
Проведем метод экспертных оценок для оценки фирм – производителей для различных основных групп комплектующих, необходимых для работы компьютера. Выделим отдельно мониторы, материнские платы, винчестеры, видеокарты, процессоры и CD – приводы в отдельные группы, для более простой оценки. За главный критерий оценки возьмем критерий цена – качество, т.е. посмотрим на товар со стороны среднего покупателя.
Метод экспертных оценок – метод качественного анализа, и состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которые затем аргументировано, обосновывают свою точку зрения о состоянии и развитии рынка. К достоинствам этого метода можно отнести относительную простоту и применимость практически к любым ситуациям, в том числе в условиях неполной информации, что особенно ценно для нашего случая. К недостаткам можно отнести субъективность мнений эксперта и некоторую ограниченность их суждений. Метод экспертных оценок приведен в таблице 4.
1 В качестве экспертов были задействованы:
2 Менеджер по продажам фирмы "Дэлос".
3 Инженер по техническому (компьютерному) обеспечению архитектурной фирмы.
4 Профессиональный высококвалифицированный пользователь.
5 Программист, Web – дизайнер.
Всех экспертов объединяет хорошее знание тенденций мирового компьютерного мира и отличное знание компьютерных комплектующих и профессиональный навык работы с ними.
Таблица 4 Метод экспертных оценок
Наименование фирмы производителя |
Эксперты |
Средний бал |
Ранг
фирмы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мониторы | | | | | | | |
Sony |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
3 |
Samsung |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,8 |
1 |
LG |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,6 |
2 |
Mitsubishi |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2,6 |
4 |
Материнские платы | | | | | | | |
GigaByte |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3,4 |
2 |
Micro Star |
2 |
2 |
4 |
2 |
5 |
3 |
4 |
Chaintech |
4 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3,2 |
3 |
Asus |
1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3,8 |
1 |
Elite Croup |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,6 |
5 |
Видеокарты | | | | | | | |
ATI Radeon 8500 GB 64Mb |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3,8 |
2 |
Nvidia GeForce2 MX400 64Mb |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,6 |
3 |
Nvidia GeForce4 MX440 64Mb |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,6 |
1 |
Винчестеры | | | | | | | |
Maxtor |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
3,6 |
2 |
Western Digital |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3,6 |
2 |
Seagate |
5 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4,4 |
1 |
Samsung |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2,4 |
3 |
IBM |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Процессоры | | | | | | | |
Intel Pentium |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3,4 |
3 |
Intel Celeron |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
AMD Athlon |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4,2 |
1 |
AMD Duron |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2,4 |
4 |
С
D | | | | | | | |
CD-ROM |
5 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3,4 |
2 |
CD-RW |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
1 |
DVD-ROM |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
1 |
DVD-ROM+ CD-RW |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
2,6 |
3 |
|