АССОРТИМЕНТ
БИЗНЕС полтора года назад подробно описывал ассортиментную структуру продаж сыров По словам торговцев, за прошедшее время она по сути не изменилась.
Однако почти все компании постарались расширить свою ассортиментную линейку — как традиционными видами сыров, так и новинками. Впрочем, настоящих новинок не так уж и много.
В общем-то это и неудивительно, новинки "откусывают" от рыночного пирога лишь десятые, а то и сотые доли. А лидерами продаж по-прежнему остаются традиционные виды сыров — "Российский", "Голландский", "Костромской", "Буковинский", "Пошехонский" (см. табл. 1 и рис.1). По мнению некоторых продавцов, относительно свободной остается ниша сыров со специями.
Следует отметить, что в последнее время существенно расширился ассортимент плавленых пастообразных сыров с различными добавками в полистирольных стаканчиках. И хотя их продажи пока незначительны, они постепенно вытесняют с рынка традиционные сырки в упаковке из фольги. По оценкам предпринимателей, в этом году по сравнению с прошлым удельный вес продаж сырков в фольге снизился примерно на 5%. И сейчас они обеспечивают торговцам 70-75% общей реализации плавленых сыров
ЦЕНЫ
В 2002 году цены на сырную продукцию остались такими же, как и в 2001 году.
Но, как известно, зимой цены на сыр вырастают на 30-40% по сравнению с летним периодом. Нынешний год не стал исключением. Зато в этом году многие крупные компании стали проводить более взвешенную ценовую политику и попытались сгладить ценовые колебания. Если в августе-сентябре 2001 года килограмм сыра дорожал на пол-гривни еженедельно, за ана-
логичный период этого года — лишь на 15-25 коп. В результате, потребитель не был (как в прежние годы) шокирован резкими скачками цен, и объемы продаж сыра в межсезонье почти не снизились.
В то же время необходимо отметить, что с ужесточением конкуренции многие крупные оптовики, стараясь привлечь клиентов, увеличили скидки. А для этого им пришлось снизить свои торговые наценки. Сейчас они составляют 4-8%.
К сожалению, на рынке сыра присутствует и недобросовестная конкуренция. Чтобы отвоевать себе место, некоторые компании, особенно новые, начинают демпинговать. Нынешним летом они гораздо чаще, чем в прошлом году, "атаковали" розничников предложениями продукции по крайне низким ценам.
Занимаются демпингом и те поставщики, качество продукции которых оставляет желать лучшего. Единственное, чем они могут привлечь покупателя, — низкая цена. (Как правило, такая продукция реализуется на рынках.)
Демпингуют и те компании, которые не смогли правильно рассчитать объемы продаж сыра в летний период. Поэтому им приходится распихивать излишки товара кому попало по крайне низким ценам. Также по демпинговым ценам сыры попадают на рынок "благодаря" участию заводов в бартерных операциях.
Но, отметим, что бартера на сырном рынке становится все меньше. По оценкам предпринимателей, если в прошлом году до 30% производимых сыров попадали на рынок по бартерным схемам, сейчас — не более 10%.
ценовые группы
Особых изменений в структуре продаж сыра не произошло Но, по оценкам торговцев, с ростом благосостояния и культуры потребления сыров растут продажи продукции средней и дорогой ценовых групп (см. рис 2). Причем рост продаж дорогих сыров обеспечивает уже не только импортная продукция, но и отечественная, например, сыры "Мономах", "Мраморный", "Пекто-раль", "Дуплет", "Маасдам" и другие.
РЕКЛАМА
По мнению розничников, для успешного продвижения товара производителям и оптовикам необходимо чаще проводить дегустации и рекламные акции в магазинах.
Компании-маркодержатели еще не проводили активных рекламных акций по формированию брендов.
В основном поставщики сыров информируют о себе в прайс-листах, специализированных печатных изданиях, на выставках, а также на всевозможной рекламной продукции (буклеты, плакаты, футболки, ценники и т.д.). Проводят они и дегустации сыров в магазинах. Кроме того, некоторые компании открывают фирменные розничные точки.
|