Объём продаж сыра в 2001 году на Украине составил – 82-84 тыс. т на $250-260 млн. Количество производителей рынка – более 350, в том числе крупных – 20, крупных оптовых компаний – не более 20. В результате доля отечественной продукции – 90%, а импортной – 10%(в физическом выражении). Что касается структуры продаж в физическом выражении, то сычужные сыры составляют 75-77%, плавленые и колбасно-копчёные сыры – 23-25%.
Конкурентная борьба на "сырном" рынке только разгорается. Следующие два-три года покажут, кому удастся "выжить".
Слишком быстро заработать на производстве сыров нельзя. Во-первых, сыр созревает, как минимум, месяц (на "сушке" молока деньги оборачивались за неделю). Во-вторых, не имея "раскрученной" торговой марки, продать его нелегко. Очень вероятно, что новоявленные производители сыров набьют себе шишки, пытаясь протолкнуть товар на рынок. Можно прогнозировать, что с ужесточением конкуренции между отечественными производителями сыра в ближайшие два-три года четко обозначатся основные игроки, профессионально производящие, рекламирующие и реализующие свою продукцию, а совсем мелкие "неспроможные" сыроделы "отомрут".
Сейчас лидерами украинского сыроделия можно считать такие предприятия, как ОАО "Шосткинский гормолкомбинат" (Сумская обл.), КП "Пирятинский сырзавод" (Полтавскаяобл.), ОАО "Звенигородский сыркомбинат" (Черкасская обл.), ОАО "Великобурлукский сыродельный завод" (Харьковская обл), ЗАО "Баштанский сырзавод" (Николаевская обл.), ОАО "Новотроицкий масло-сырзавод" (Херсонская обл.), ОАО "Рожищснский сырзавод" (Волынская обл.). Первые три предприятия в прошлом году выпустили около 15 тыс.т сыра. Всего же в стране более трехсот сыродельных предприятий.
В марте 2002 года на ОАО "Шосткинский гормолкомбинат" (г. Шост-ка, Сумская обл.) установили новую импортную линию для производства сыра.
Как утверждает директор комбината Лариса РУДАКОВА,
выпуск сыра на предприятии увеличится на 30%.
На реконструкцию варочного отделения сыродельного цеха и закупку новой линии, по ее словам, было затрачено около 2 млн. грн.
За последние три года около 70% прибыли было вложено в строительство, модернизацию и внедрение эффективных ресурсосберегающих технологий. В марте 2002 года ОАО "Великобурлук ский сыродельный завод" (г. Великий Бурлук, Харьковская обл.) приобрело подпрессовоч-ное устройство для производства сыров "голландской" группы.
Новое оборудование производства Угличского машиностроительного завода (Россия) способно за один раз "придавить" 500кг "сырного зерна".
В 2001 году ОАО "Великобурлукский сыродельный завод" (Харьковская обл.) выпустило 2,57 тыс. т жирных сыров, что на 67% больше, чем в 2000 году. К началу 2002 года предприятие изготовляло пять разновидностей сычужных сыров. Сегодня в ассортименте завода сыры "Российский", "Российский большой", "Звенигородский", "Костромской", "Пошехонский", "Голландский", "Львовский", "Гауда", "Эдам". Предприятие выпускает круглые сыры, квадратные и в форме бруса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пережив падение объемов производства в 1997 году, когда было произведено 46,3 тыс.т "дырявых головок", сыродельное направление молочной отрасли с 1998 года и по сей день развивается и наращивает обороты. Если в последующие два года после провального 1997-го выпуск сыра увеличивался на 2-3 тыс.т в год, то в 2000-2001 годах произошел резкий скачок. В позапрошлом году отечественные предприятия выпустили 67,5 тыс.т сыра, в 2001-м объем производства "чизов" достиг 104,8 тыс.т.
В последнее время торговцы отмечают благоприятные изменения. Прежде всего, основное сырье для производства сыра — молоко — перестало быть дефицитом даже в зимний период Соответственно, и у производителей, и у торговцев появилась возможность наращивать объемы производства и продаж сыра, расширять его ассортимент, что они с успехом и делают. К тому же с ростом благосостояния населения места для сыра в потребительской корзине стало больше. В 2001 году было продано 82-84 тыс.т сыра (в том числе брынзы), что на 33-35% больше, чем в 2000 году. За восемь месяцев нынешнего года, по оценкам торговцев и данным Госкомстата, реализовано 67-68 тыс.т сыра, что на 28-30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Отрадно также, что сезонный спад в продажах сыра становится все менее резким (опять же, в связи с тем, что молока — залейся) Напомним: два-три года назад продажи сыра летом сокращались на 30-40%, естественно, резко падали и цены. В зимний период оптовики умоляли: "Дайте сыр!", а летом взывали уже производители: "Возьмите сыр!". Строить долгосрочные планы и партнерские отношения было крайне трудно. Сейчас же продажи летом уменьшаются примерно на 20-25%, что способствует упорядочиванию сбытовых структур и активному развитию рынка.
Перейти на страницу: 1 2 3
|