Сегмент рынка -совокупность потребителей (физических и юридических лиц ), одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Побудительные стимулы маркетинга - цена, качество, свойство и/или технические характеристики, система продаж и стимулирование.
Сегментируются только потребители, люди и организации. Товары не сегментируются, а классифицируются !!!
Важный момент - правильно произвести сегментацию.
К р и т е р и и э ф ф е к т и в н о й с е г м ен т а ц и и :
Различие между группами потребителей в мотивации .
Сегменты не должны пересекаться.
Достаточное сходство в каждой группе.
Достаточный объем сегментов для обеспечения продаж и покрытия расходов.
Доступность сегментов.
Свой комплекс маркетинга.
Недостатки сегментирования :
Увеличение расходов.
Потеря части рынка.
Цель сегментации :
за счет более полного удовлетворения целевых покупателей увеличить объем продаж, при этом снизив расходы за счет отсечения неэффективных частей рынка.
Условие целесообразности сегментирования рынка:
4
V. - З. < V1 + V2 + V3 + V4 - å З i
i=1
Позиционирование товара на рынке | |
Рис. 4.1. Мероприятия целевого маркетинга
Основные принципы сегментирования
Принципы сегментирования потребительского рынка
1) Географический принцип :
· регион;
· плотность населения;
· тип местности;
· климат;
· геодезия.
2) Психографический принцип :
· общественный класс;
· образ жизни ( традиционалисты, жизнелюбы, эстеты );
· тип личности ( увлеченные натуры, авантюристы и т.д. )
3) Поведенческий принцип :
· повод для современной покупки;
· статус пользователя ( пользователь, новичок, .);
· интенсивность потребления;
· степень приверженности;
· степень готовности покупателя и восприятия товара;
· отношение к товару ( восторженное, . ).
4) Демографический принцип :
· пол;
· возраст;
· размер семьи;
· этап жизненного цикла семьи;
· уровни доходов;
· род занятий;
· образование;
· религиозные убеждения;
· раса;
· национальность.
ь Сегментирование - это всегда творчество и во многом искусство.
П о з и ц и о н и р о в а н и е
Позиционирование товара на рынке- обеспечение товару не вызывающего сомнения, четко отличного от других, желаемого места на рынке и в сознании целевых покупателей.
ь Позиционирование и сегментирование - две стороны одного и того же процесса.
Этапы позиционирования :
Определение и выбор параметров, по которым будет производиться позиционирование.
Определение фирм и их товаров, которые относятся к данному сегменту.
Составление схем позиционирования.
Анализ схем позиционирования и констатация “товар спозиционирован на .”.
Рис. 4.2
<
|