Модели процесса закупок:
1. Модель Вебстера (1960г).
- осознание проблемы;
- официальное назначение ответственных;
- поиск предложений и установление критериев выбора;
- оценка альтернатив;
- выбор.
2. Модель Бакхауса Гюнтера (1976г.):
- дозакупочная фаза – распознавание проблемы, официальный запрос;
- фаза формирования предложения – выполняется продавцом, продавец уточняет, что нужно покупателю;
- фаза переговоров – после передачи официального предложения (оферта);
- фаза реализации проекта (с момента оговоренного в контракте, и до окончания проекта);
- гарантийная фаза.
Группа снабжения – вся совокупность людей, формально или неформально участвующих в процессе покупки от имени организации.
Необходимо рассмотреть:
1. Информационное поведение группы снабжения.
2. Поведение отдельных участников в процессе принятия решения (иррациональная или рациональная основа).
3. Решение конфликтов в процессе выбора.
4. Влияние отдельных участников.
Тип покупки – что входит:
1. Стоимость объекта покупки.
2. Характер покупки:
- покупка нового объекта для организации, не имеющей никакого опыта работы с подобными объектами;
- покупка на замену, при которой один объект полностью заменяется новым;
- расширительная покупка – закупаемый объект должен дополнить и работать с уже имеющимся.
3. Степень повторяемости покупки
Тип покупки |
характеристики |
Новизна проблемы |
Потребность в информации |
Рассмотрение новых альтернатив |
Первая покупка |
Высокая |
Максимальна |
Чрезвычайно важно |
Измененная покупка |
Средняя |
Ограничена |
Существенно |
Стереотипная покупка |
Незначительная |
Минимальна |
Не важно |
4. Природа приобретаемого объекта
Особенности организации накладывают на процесс покупки свое влияние:
1. Форма собственности (в государственных организациях покупка формализована и проводится на конкурсной основе, в частных организациях формализация покупки может быть разная).
2. Размер организации (большая организация создает оргструктуру, в которой подразделение совершает закупку).
3. Оргструктура (в децентрализованной организации процесс закупки более гибкий, но нельзя осуществить экономию).
4. Организационная предпринимательская культура.
5. Стратегии снабжения (just in time).
Окружение – факторы (совокупность их), определяющие покупательское поведение организации, на которые не могут влиять непосредственные участники маркетинговых процессов.
|