Приписывать людям не характерные для них, но очень желаемые для нас качества — естественная особенность группы людей, типичный зигзаг массового мышления. Народ сам создает своего героя. Важно лишь дать ему понять, что вот он — герой. И это задача слова. Магических формул, которые проникают в мозг избирателей, как спирт в медицинскую вату.
Константы общественного сознания определены давно. Без их использования немыслим современный предвыборный процесс. Замечено, например, что группа людей ведет себя совсем по-другому, нежели каждый член группы в отдельности.
Люди одним своим присутствием сильно влияют друг на друга. Прежде всего, это влияние сказывается на их способности к критическому мышлению. Помните, как у Жванецкого: "Один думает, двое думают меньше, трое совсем не думают". Бывает достаточно одной реплики, чтобы увлечь тысячи, а спустя мгновение другая реплика меняет настроение толпы на противоположное.
Другая важная особенность массы — резкое снижение интеллектуального уровня. Своего рода помутнение сознания индивидов, ее составляющих. И никакого усреднения! Группа всегда ориентируется только на самый низший уровень. На самом деле это не порок, а просто условие ее существования. Разногласия в группе убивают ее, она начинает дробиться и исчезает. А вниз, как известно, проще, чем вверх. Низшим через голову не прыгнуть, зато высшим легко опуститься на любую ступень ниже, отсюда все стремления к подражанию и неприятие инакомыслия. Инакомыслящий — это тот, кто сопротивляется общему нисходящему потоку, а значит, потенциально опасен для целостности группы.
Отсутствие аналитического мышления влечет за собой невозможность убеждения, сколько-нибудь крупной группы людей. Логические доводы могут быть хороши только для частной беседы с каждым членом группы в отдельности. Однако ее стихийным мнением можно управлять почти с такой же надежностью, с какой рельсы задают направление движению поезда. Об этом и разговор.Язык, на котором следует говорить с толпой, это язык не убеждения, а — влияния. Причина тому — особенность восприятия массы (электората).
Яркие, мощные лозунги минуют фильтры высшего сознания и напрямую давят на красную кнопку, запуская действие. Вакуум, созданный отсутствием мышления, заполняется чувством, эмоциями.
Создание определенного эмоционального фона — один из путей к народной любви. Когда удается его создать, то черное становится белым, а лицо генерала приобретает классический греческий профиль.
Но как прикоснуться к тайне? Как найти те самые магические слова, способные привлечь, увлечь, заставить действовать? Придумывать нечто из ряда вон здесь не полезно, а даже вредно. Так можно промахнуться. А попасть нужно наверняка.
Категории, которыми оперирует массовое мероприятие, называются образами. Это определенные клише, которые уже существуют в "банке данных", древнем подсознании целевой аудитории. Речь идет об "архетипах коллективного бессознательного", которыми мы обязаны Юнгу.
Наведение "моста", создание ассоциации с уже принятыми когда-то в детстве образами, воспроизведение которых всегда желательно, — безотказный путь к завоеванию симпатий электората.
Фразы, обладающие силой влияния, наводят такие мостики. Вспомнить хотя бы слоган предвыборной президентской кампании "Голосуй сердцем". А на что еще было рассчитывать президенту, имеющему накануне выборов 1996г. примерно такой же рейтинг, как и перед новыми выборами 2000 г., как не на эмоциональный подъем, пробуждение стремлений вне разума, вне действительности.
Перейти на страницу: 1 2 3
|