Конкурентный анализ. Сущность цели используемые модели.

Конкурентоспособность организации (КС)

- ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной , или превышение прибыльности в краткосрочном периоде над стеднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.

Конкурентный потенциал организации (КП)

- потенциальная возможность фирмы сохранить и увеличить свою конгкурентоспособность в долгосрочном периоде.

Конкурентное преимущество

- величина, интегральная по отношению к КС

и КП

и является в простешем случае их аддитивной функцией с весовыми коэффициентами : Конкурентное преимущество = А* КС + В* КП.

Анализ конкуренции можно проводить на основе модели Портера ( модель “ пяти сил конкуренции”):

1.Конкуренция между отраслевыми организациями

2Конкуренция со стороны поставщиков

3. Конкуренция со стороны клиентов

4. Конкуренция со стороны товаров- заменителей

5. Конкуренция со стороны организаций из других отраслей.

Наиболее сильная конкуренция - между отраслевыми организациями. Как правило, борьба идет за величину рыночной доли ( особенно на этапе отраслевого роста).

Интенсивность конкуренции является функцией ряда параметров :

· Количество отраслевых организаций и распределение рыночных долей между ними : чем больше конкурентов в отрасли и чем ближе их рыночные доли, тем интенсивнее конкуренция.

· Темп развития рынка (чем медленнее развитие, тем выше конкуренция )

· Степень дифференцированности товара (чем больше степень дифференцированности, тем ниже интенсивнось конкуренции)

· Сложность ( стоимость) выхода из бизнеса ( выше стоимость - интенсивнее конкуренция)

· Вхождение сильных компаний из других отраслей увеличивает интенсивность конкуренции

Анализ конкуренции различается в зависимости от преобладающего типа конкуренции.

В случае олигополии выбирается набор параметров оценки, описываются по ним основные отраслевые организации ( 2-7 шт.) , после чего проводится необходимый анализ.

В случае монополистической конкуренции как правило используют методику картирования стартегических групп. Стратегическая группа состоит из организаций со сходными конкупентными стратегиями и занимаемыми на рынке позициями.

Алгоритм :

· выделение параметров, по которым различаютсся отраслевые организации ( цена/качество и размах конкуренциии т.д.). Выбранные параметры не должны сильно коррелировать

· нанесение на карту точек, соответствующих организациям

· отнесение организаций к различным стратегическим группам

Чем ближе на графике стратегические группы расположены друг к другу, тем интенсивнее конкуренция между ними.

Для полноты анализа конкурента на него иногда составляют стратегический профиль:

§ масштаб конкуренции ( региональный, международный, .)

§ стратегические намерения ( стать лидером, выжить, .)

§ цели в отношении рыночной доли ( агрессивное расширение за счет поглощения, сохранение доли)

Для перспективной оценки позиции организации определяется выгодность позиционирования , которая определяется расположением фирмы на карте стратегических групп и влиянием движущих сил отрасли на КС и КП организации.

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.