Конкурентоспособность организации (КС)
- ее способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной , или превышение прибыльности в краткосрочном периоде над стеднестатистической прибыльностью в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - эффективность функционирования организации в краткосрочном периоде.
Конкурентный потенциал организации (КП)
- потенциальная возможность фирмы сохранить и увеличить свою конгкурентоспособность в долгосрочном периоде.
Конкурентное преимущество
- величина, интегральная по отношению к КС
и КП
и является в простешем случае их аддитивной функцией с весовыми коэффициентами : Конкурентное преимущество = А* КС + В* КП.
Анализ конкуренции можно проводить на основе модели Портера ( модель “ пяти сил конкуренции”):
1.Конкуренция между отраслевыми организациями
2Конкуренция со стороны поставщиков
3. Конкуренция со стороны клиентов
4. Конкуренция со стороны товаров- заменителей
5. Конкуренция со стороны организаций из других отраслей.
Наиболее сильная конкуренция - между отраслевыми организациями. Как правило, борьба идет за величину рыночной доли ( особенно на этапе отраслевого роста).
Интенсивность конкуренции является функцией ряда параметров :
· Количество отраслевых организаций и распределение рыночных долей между ними : чем больше конкурентов в отрасли и чем ближе их рыночные доли, тем интенсивнее конкуренция.
· Темп развития рынка (чем медленнее развитие, тем выше конкуренция )
· Степень дифференцированности товара (чем больше степень дифференцированности, тем ниже интенсивнось конкуренции)
· Сложность ( стоимость) выхода из бизнеса ( выше стоимость - интенсивнее конкуренция)
· Вхождение сильных компаний из других отраслей увеличивает интенсивность конкуренции
Анализ конкуренции различается в зависимости от преобладающего типа конкуренции.
В случае олигополии выбирается набор параметров оценки, описываются по ним основные отраслевые организации ( 2-7 шт.) , после чего проводится необходимый анализ.
В случае монополистической конкуренции как правило используют методику картирования стартегических групп. Стратегическая группа состоит из организаций со сходными конкупентными стратегиями и занимаемыми на рынке позициями.
Алгоритм :
· выделение параметров, по которым различаютсся отраслевые организации ( цена/качество и размах конкуренциии т.д.). Выбранные параметры не должны сильно коррелировать
· нанесение на карту точек, соответствующих организациям
· отнесение организаций к различным стратегическим группам
Чем ближе на графике стратегические группы расположены друг к другу, тем интенсивнее конкуренция между ними.
Для полноты анализа конкурента на него иногда составляют стратегический профиль:
§ масштаб конкуренции ( региональный, международный, .)
§ стратегические намерения ( стать лидером, выжить, .)
§ цели в отношении рыночной доли ( агрессивное расширение за счет поглощения, сохранение доли)
Для перспективной оценки позиции организации определяется выгодность позиционирования , которая определяется расположением фирмы на карте стратегических групп и влиянием движущих сил отрасли на КС и КП организации.
|