Цены и налоги, представляющие собой экономические инструменты управления народным хозяйством, тесно взаимосвязаны между собой. Ставки различных налогов в бюджет и внебюджетные фонды как прямо, так и косвенно влияют на уровне, цены. Прямое воздействие заключается в том, что налоги и неналоговые платежи непосредственно отражаются в цене, поскольку являются ее составляющими элементами. Вместе с тем, оказывая сдерживающее или стимулирующее воздействие на производство, они способны менять соотношение спроса и предложения, а соответственно косвенно воздействовать им цену. В свою очередь, уровень, динамика и соотношение цен в народном хозяйстве во многом предопределяют налоговую политику государства Несогласованность ценовой и налоговой политики, особенно
в переходный период, приводит к тяжелым экономическим последствиям: растет число убыточных предприятий, снижается средняя рентабельность продукции, велики остатки нереализованной продукции па складах предприятий, не прекращается кризис неплатежей.
Сложность формирования цены предприятием и принятия других их ценовых решении с у мегом действующих налогов, отчислений во внебюджетные фонды связана с громоздкостью, многоканальностью и многозвенностью существующей налоговой системы. Одни из ныне взимаемых налогов и неналоговых платежей отражаются в себестоимости продукции, другие уплачиваются за счет прибыли, третьи идут на общее увеличение цены. Одна часть налогов является прямыми, т. е. уменьшающими суммы доходов (налоги на прибыль, недвижимость, земельный, экологический, подоходный налог с граждан). Другая часть относится к косвенным налогам, которые увеличивают размер цены и уплачиваются покупателем (налог на добавленную стоимость, акциз). Кроме того, в отечественной практике ценообразования используется специфическая, во многом отличная от зарубежной система калькулирования затрат, которая не отвечает требованиям рыночного ведения хозяйства.
С учетом специфики переходного периода, в котором находится республика, гибкая ценовая политика предприятия может заключаться, в одних случаях, в обосновании цены, позволяющей предприятию в полной мере осуществлять воспроизводственные процессы при устойчивом или ограниченном спросе. В других случаях, рыночные цены служат информацией о возможном сбыте, руководством к действию, что базируется на одном из основных правил маркетинга: "Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось произвести, а производите то, что у вас безусловно будет куплено".
Сегодня в ценовой политике наших предприятий с учетом действующего налогового законодательства возможно использование двух различных способов обоснования решений по ценам. Для их изложения представим в общем виде состав отпускной цены товара, услуги, работ, т. е. цены, используемой в расчетах между субъектами хозяйствования (рис. 4).
Отпускная цена |
Себестоимость |
Прибыль |
Налог на добавленную стоимость |
Транспортные расходы по доставке продукции, определяемые условиями «Франко» (в части, не отраженной в себестоимости продукции) |
Акциз |
Отчисления в фонд содержания ведомственного жилого фонда |
Отчисления в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции |
|