При этом устанавливается следующее:
· Делается оценка перспектив развития спроса (D) на конкретный товар, а именно:
§ Какова динамика потребности в товаре
§ Как развивается жизненный цикл товара на рынке
§ Изменение требований потребителя к качеству и свойствам товара
§ Тенденции в развитии производства конкретного товара
§ Обеспеченность сырьевыми ресурсами
§ Ввод в эксплуатацию новых производств
§ Тенденции в развитии экспорта и импорта
§ Появление новых товаров-заменителей
§ Оценка научно-технических перспектив
§ Оценка тенденций будущих перспектив и изменений динамики спроса
Vнационального рынка=Vпроизводства+Vимпорта – Vэкспорта+ Vзапасы конечные – Vзапасы на начало периода
Ёмкость рынка – это возможный объём реализации товара при сложившемся уровне и соотношении цен. Характеризуется спросом и предложением. Выражается в стоимостных и натуральных показателях. При этом различают 2 уровня ёмкости рынка:
- потенциальный
- реальный
Они не соответствуют друг другу, поэтому в маркетинге используют понятие – потенциал рынка, который изменяется по месту и времени.
Ёмкость рынка зависит от факторов общих и специфических.
Факторы, влияющие на формирование ёмкости рынка.
· Общие (определяют ёмкость рынка любого товара)
1) Социально-экономические факторы
2) Объём и структура товарного предложения
3) Ассортимент и качество товара
4) Размеры экспорта и импорта.
5) Покупательская способность населения
6) Численность населения
7) Уровень и соответствие цен на товары
8) Степень насыщенности рынка
9) Географическое расположение рынка
10) Состояние сбытовой, торговой и сервисной сети.
· Специфические (определяют развитие рынков отдельных товаров)
1) Природно-климатические условия
2) Изменение моды
3) Национально-бытовые традиции
4) Достигнутый уровень обеспеченности в регионе
Одни факторы изменяют ёмкость рынка, другие, не изменяя ёмкости рынка, изменяют её структуру. В процессе исследования рынка необходимо выявить механизм действия системы факторов и оценить их степень влияния на объём и структуру спроса на конкретном рынке товара.
Вывод. Определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолированно от других социально-экономических прогнозов. Влияние большого количества факторов требует построения нескольких моделей развития рынка и нахождения оптимального. Необходимо чётко определиться, на каком уровне укрупнения строить прогноз ёмкости товарного рынка. Степень агрегирования (укрупнения) зависит от степени прогнозирования.
Различают несколько видов прогнозирования: - Конъюнктурное (до 6 месяцев)
- Короткосрочное (до 2-х лет)
- Среднесрочное (до 5 лет)
- Долгосрочное (до 10 лет)
- Перспективное (более 10 лет)
|