Существует 3 вида маркетингового контроля: - контроль за выполнением годовых планов
- контроль прибыльности
- стратегический контроль
1. Контроль за выполнением годовых планов и средства проявления этого контроля. - анализ возможностей сбыта
- анализ доли рынка
- анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом
- наблюдение за отношением потребителей к товару
Если при использовании этих средств, хотя бы по одному появляются отклонения, сразу же принимаются меры по устранению и исправлению положения. - Анализ возможностей сбыта.
Пример. Необходимо реализовать 4000 ед. товара. Работаем на 3 рынках.
4000 |
I |
II |
III |
План |
2000 |
1500 |
500 |
факт |
1950 |
900 |
800 | | |
Хуже некуда |
Здесь благоприятно |
На 2 рынке надо серьезно проанализировать ситуацию.
Анализ проводится по каждому рынку и в случае выявления отклонений разрабатываются мероприятия по устранению причин, создавших негативную ситуацию. - Анализ доли рынка.
Необходимо постоянно отслеживать свое положение по отношению к конкурентам. За организацией целенаправленной работы по обеспечению своего конкурентного преимущества. - Анализ соотношений.
Позволяет оценить целесообразность затрат по всем направления комплекса маркетинга. - Наблюдение за отношением потребителей к товару.
Должно вестись постоянно для своевременной работы по обновлению своего ассортимента и предотвращать негативные тенденции в сбыте.
2. Контроль прибыльности
Он проводится по различным группам товаров, по отдельным товарам, по отдельным сегментам рынка, по каналам распределения и т.д. Данный контроль позволяет принимать своевременные решения по каждому из этапов жизненного цикла товаров. - Стратегический контроль
Предприятию необходимо периодически оценивать эффективность маркетинговой деятельности. Для этого осуществляется стратегический контроль (ревизия маркетинга) – это комплексное, системное, объективное, квалифицированное, регулярное, исследование среды предприятия, целей стратегий и задач с целью выявления резервов и решения проблем, возникших в процессе деятельности предприятия. Для осуществления ревизии маркетинга разрабатывается план ревизии, он содержит разделы: - раздел. Ревизия маркетинговой среды. Она проводится по макросреде, к которой относятся демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурные факторы. И в микросреде: потребители, поставщики, конкуренты, посредники и контактные аудитории.
- раздел. Ревизия стратегии маркетинга. Оценивается эффективность программ маркетинга, целей, задач, стратегий маркетинга.
- раздел. Ревизия организации службы маркетинга. Анализ формальной структуры, функциональной эффективности, эффективности взаимодействия.
- раздел. Ревизия систем маркетинга. Ревизия системы маркетинговой информации, системы планирования маркетинга, системы маркетингового контроля, системы разработки новых товаров.
- раздел. Ревизия результативности маркетинга. Это контроль и анализ прибыльности, и анализ эффективности затрат.
- раздел. Ревизия функциональных составляющих маркетинга. Эффективность товарной, ценовой политики, политики продвижения (реклама, стимулирование сбыта), политики распределения, организации торговли.
|