В 1991 году вместе с
дезинтеграцией СССР произошел распад системы централизованного планирования.
Следующий 1992 год явился годом начала российских экономических реформ.
Предприятия встали перед необходимостью организации своей уже коммерческой деятельности
в соответствии с принципами нового рынка.
Как науку, маркетинг тогда еще не знал никто из
руководителей, даже неоднократно бывавших за рубежом. Ведь именно маркетинг
являлся единственно й альтернативой, со временем заменившей
традиционное функционирование в соответствии с планом.
Цель данной работы заключается в сравнении
коммерческой и маркетинговой сфер деятельности российских предприятий.
Любое предприятие осуществляет свою деятельность
не изолированно, а в условиях конкретной внешней среды. Маркетинг является тем
инструментом, с помощью которого возможно успешное осуществление рыночной
деятельности.
Современная теория маркетинга оперирует
разнообразными экономическими приемами, моделями, алгоритмами и методами при
планировании и организации маркетинговой деятельности предприятий. Потенциал
маркетинга — это совокупность средств и возможностей предприятия в реализации
маркетинговой деятельности.
Необходимость введения потенциала маркетинга и его
составляющих обусловлена насущным требованием разработки аппарата оценки
применимости современных экономических, управленческих и др. подходов в
практике коммерческой деятельности предприятий. Оперативная оценка подобного
потенциала позволит выявить скрытые резервы в развитии предприятий, а
следовательно, увеличить отдачу от более обоснованного применения передового
инструментария.
Многие современные проблемы и
противоречия социально-экономического реформирования бывших советских республик вызваны недостаточной
подготовкой нынешних руководителей
различного уровня к работе в рыночных условиях.
Становление рыночной экономики порождает необходимость нового экономического
мышления, новых подходов к управлению
экономикой, во главе которых стоит удовлетворение потребностей человека. Именно рыночная среда породила в
начале XX века в США новую философию
предпринимательской деятельности — маркетинг.
Маркетинг —
это, с одной стороны, разработка и осуществле ние системы мер воздействия на рынок
товаров или услуг, произ водимых данной организацией, а с другой — переориентация иа него ее производственной деятельности,
определение масштабов и характера производства и продаж.
Предпосылками появления маркетинга
стали: расширение ассортимента товаров и превышение предложения над спросом;
усложнение процесса их разработки, производства и сбыта; усиление конкуренции;
ускорение темпов социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастание
неопределенности хозяйственной жизни.
В этих условиях маркетинг облегчает
создание и реализацию товара
или услуги, в наибольшей степени соответствующих потребностям рынка, а также
воздействие на потребителя, спрос и рынок с целью оптимизации объема прибыли.
Основными функциями
маркетинга являются:
1) аналитическая, состоящая
в изучении рынка, его структуры, которую образуют контрагенты, конкуренты,
посредники, а также общей (внутренней и внешней) ситуации деятельности фирмы;
2) производственная, предполагающая разработку новых товаров; управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции;
3) сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен;
4) управленческая,
связанная с планированием, организацией, контролем маркетинговых мероприятий, рассчитанных на
установление, укрепление
и поддержание взаимовыгодных отношений с посредниками и покупателями.
Деятельность по управлению маркетингом
заключается в анализе рыночных
возможностей, отборе целевых рынков, выборе и разработке конкретного товара, нахождении для
него рыночной «ниши», определении основ ценовой политики, методов
распространения товара; создании
комплекса стимулирования спроса и сбыта (ФОССТИС), используемого для того, чтобы вызвать
желательную реакцию потребителей; координации маркетинговых мероприятий
(организация служб маркетинга,
планирование, контроль и пр.).
Известный американский исследователь
Ф. Котлер выделяет пять концепций
управления маркетингом.
1. Концепция совершенствования
производства, утверждающая,
что потребители будут более благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Это требует
усилий по улучшению техники,
технологии и организации их производства и распределения, снижению затрат. Такой подход целесообразен,
если
спрос превышает предложение и
имеются реальные возможности уменьшить
себестоимость.
2. Концепция совершенствования
товара, полагающая, что потребители будут более благосклонны к товарам наивысшего качества с лучшими эксплуатационными свойствами и
характеристиками.
3. Концепция интенсификации коммерческих
усилий, суть которой состоит
в том, что потребители не станут приобретать товары в достаточных количествах без активной
рекламы и дополнительного стимулирования со стороны продавцов.
4.Концепция
маркетинга, в соответствии с которой залогом достижения целей организации является правильное
определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их
удовлетворения более эффективным и
продуктивным, чем у конкурентов, способом. Таким образом, эта концепция исходит из нужд потребителей и их суверенитета.
5. Концепция социально-этического маркетинга, которая дополняет
положения предыдущей концепции такими условиями, как одновременное сохранение
и укрепление благополучия каждого потребителя и общества в целом.
|