Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный
характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед
обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть
государство. О роли государства и правительства в экономике спорят давно.
Вплоть до нынешнего века господствовало мнение, что чем меньше правительство
«правит», тем лучше и для него, и для экономики. Однако видные экономисты и
политики отводили государству некую роль – то «ночного сторожа» капитализма
(А. Смит), то «констебля в условиях анархии» (Т. Карлейль), то «попечителя общественного
интереса» (Т. Джефферсон). Но, пожалуй, лишь в нынешнем столетии оно повсюду
стало необходимой частью самой хозяйственной системы. Рыночная экономика не
может существовать без государственного регулирования. При отсутствии
необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно
вступают стихийные регуляторы. Они также способны «навести порядок» в
экономике, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления,
повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов. Там, где не управляет
государство, правят мафия, рэкет, олигархи. Однако по вопросам, в каких
пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы
границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий
спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от
полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до
крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может
быть экономика только в условиях ничем не ограниченного частного
предпринимательства. Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне
высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране
- централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование,
т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что
производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме
затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании
говорить не приходится: государству просто некого регулировать.
Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается
рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится
постоянно корректировать свое влияние. Государственная политика просто не
имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится
из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку,
тормозящую развитие экономики.
|