История рекламы исчисляется не годами, а
тысячелетиями. С момента возникновения такой экономической категории как
«товар», и установления товарного производства, началось развитие рекламы как
искусства. Реклама наружная по праву считается одним из наиболее древних видов
рекламы.
Ее история восходит ко времени возникновения и распространения письменности.
Сообщения коммерческого характера рисовали на скалах вдоль торговых путей.
Во время раскопок древнеегипетского города Мемфиса был обнаружен один из
наиболее древних образцов наружной рекламы - каменный столбик с высеченной
надписью: "Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую сновидения".
рррррррррррррррррррррррррррррррррррр
В Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных
рекламных надписей. Одна из них сообщает: "Прохожий, пройди отсюда до
двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи".
Другая надпись сообщала, что можно снять "виллу - хорошую и добротно
выстроенную. Наниматель должен обратиться к..."
С развитием торговли, а стало быть, и рекламы, совершенствовались и способы
воздействия на потребителя. На античных улицах часто встречались граффити,
рекламирующие зрелища. Одно из них, например, сообщало: "20 пар
гладиаторов будут сражаться в Помпеях за 6,5,4,3 дня и накануне апрельских ид,
а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес".
Помимо рекламы зрелищ и питейных, рекламировались банные услуги: "На
доходы Фаустины баня моет городским обычаем и предлагает все услуги". По
улицам древнеримских городов бродили уставшие от многочисленной наружной
рекламы древние римляне.
Утверждение мирового господства затягивалось, с севера грозили варвары, а
беспорядочные граффити на стенах римских городов портили внешний вид улиц.
Многочисленные запреты ни к чему не привели, в результате власти приняли
решение создать специальные места для объявлений. В людных местах появились
выбеленные и разграфленные в клеточку части стен, названные впоследствии
"альбумсами". На этих "стендах" углем писали разного рода
объявления, на них же писали новости.
"Амблимусы" можно считать прародителями плакатов, из них в
последствии развилась наружная реклама в таком виде как мы её встречаем на
улице.
«Отцом» рекламного плаката в современном его виде
считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в
1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал
основные принципы современного плаката — броскость (в первую
очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять
изображение и текст «на ходу», лаконичность, концентрацию внимания
на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в
основном это реклама кафе-шантанов, маскарадов, выставок. Его
веселые персонажи нравились как широкой публике, так и
профессионалам-дизайнерам. Часто он работал в манере, напоминавшей
импрессионистов.
Известным широкой публике Тулуз-Лотрек стал именно
благодаря рекламным листам на афишных тумбах, появившихся в те годы
на парижских тротуарах. Первый же из них — плакат открывшегося в
1889 г. «Мулен Руж» со скандально известной танцовщицей Ла
Гулю («Ненасытная») — произвел фурор. Прохожие толпились около
мест расклейки, пытаясь расшифровать подпись художника. Плакаты
срывали, чтобы отнести к себе домой.
На протяжении веков рекламные художники
неоднократно использовали актуальные художественные стили. Под
понятием стиль понимается «особенное и специфическое в способе изложения, языке
и композиции отдельного произведения, творчества писателя, литературной группы
или направления или же в поведении, образе жизни и способе самовыражения
человека, социальной группы, социального слоя или даже целого
народа»[1].
Приверженность художников-рекламистов к определённому стилю означало понимание
их работ народом, а значит возможность успеха.
Стиль рекламы — общие особенности рекламных
материалов, созданных в ту или иную эпоху, для той или иной
аудитории, с той или иной целью, тем или иным автором. О стиле
можно говорить тогда, когда можно четко выделить среди разнородных материалов
те, для которых характерны общие образы, принципы композиции,
техника изображения, линии, цветовые сочетания.
Анализ стилевых особенностей рекламы позволяет более
глубоко исследовать связь рекламных технологий с социальными
процессами эпох, господствовавшими в обществе умонастроениями,
системой ценностей, установками. Именно в таком контексте и
необходимо рассматривать рекламу.
|