Все будет зависеть от общей стратегии экономического развития, осуществляемой государством, и особенно - от мотиваций и поведения в ее рамках хозяйствующих субъектов.
Один из признаков инициативной экономики - активное управление материальными запасами. Однако это не означает, что главным действующим лицом в управлении запасами являются государственные органы федерального и регионального уровней. Национальный материальный запас есть сумма запасов, которыми располагают хозяйствующие субъекты, и именно их мотивация и действия оказывают реальное влияние на динамику абсолютной величины и уровня как их собственных, так и материального запаса и целом. Роль государственных структур в управлении национальным запасом ограничивается рамками некоторых его частей, прямо формируемых в общественных, социальных и политических целях (государственные материальные резервы и региональные страховые фонды, запасы в вооруженных силах), и главным образом, разработкой и осуществлением стратегии хозяйственного развития, направленной на структурные и институционные преобразования в общенациональном масштабе. Как показала практика, попытки прямого централизованного управления материальными запасами в конкретных хозяйствах и национальным запасом в целом являются антипродуктивными. Решающим фактором эффективного формирования
и регулирования запасов служит заинтересованность конкретных субъектов хозяйствования и возможности ее реализации в процессе своего функционирования.
Открытый доступ к материальным ресурсам и свободное обращение товаров одновременно предполагают встречное движение со стороны всех типов хозяйств к эффективному использованию этих ресурсов, включая и ту часть, которая образует запасы. Каким бы благополучным не был общий экономический и социальный фон, как бы прогрессивно не преобразовывалась отраслевая структура национального хозяйства и развивался инфраструктурный комплекс, позитивные изменения величины и уровня национального материального запаса, временных характеристик движения совокупного материального потока становятся реальностью лишь в результате прямой заинтересованности именно конкретных хозяйств в экономном использовании средств, направленных на формирование и содержание своих запасов.
Более продвинувшимися в отношении использования современных подходов к управлению запасами оказались торговые структуры, для которых это является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке.
С этой точки зрения весьма показательны расходы на рекламу. Характерно, что у оптовых структур наблюдается тесная зависимость между долей расходов на рекламу и уровнем запасов: чем выше последний, тем больше затраты на рекламу (2,6% от торгового оборота при низких запасах и 5,7% - при высоких).
У промышленных предприятии зависимость между расходами на рекламу и уровнем запасов пока вообще не прослеживается. Они еще не включили управление запасами в состав основных направлений вполне осмысленной и активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности, ограничиваясь лишь не подкрепленной экономическими расчетами констатацией нехватки или излишка запасов.
Сейчас отрицательные последствия зачастую перекрываются влиянием негативных факторов более высокого порядка. Однако по мере выхода экономики России из глубокого кризиса потребность в оптимизации (рационализации) материальных запасов, целевом управлении ими будет усиливаться, и она будет играть все большую роль в повышении эффективности деятельности каждого хозяйствующего субъекта.
Перейти на страницу: 1 2 3
|