Возможности решения проблемы управления запасами
Решение проблемы управления запасами на микроэкономическом уровне (включая определение рациональных партий поставок и страховых запасов) предполагает необходимость существенной перестройки внутреннего учета в хозяйственных структурах. Ранне сложившаяся система бухгалтерского учета явно не соответствует задаче действительно эффективного управления ресурсами. Она не дает возможности для пооперационной оценки расходов, связанных с выбором вариантов и принятием решений, и способна лишь фиксировать в укрупненном виде последствия хозяйственной деятельности.
Ряд параметров расходов, связанных с организацией движения материальных потоков и содержанием (обслуживанием) запасов сегодня «спрятаны» в укрупненно учитываемых статьях затрат. Это обстоятельство нисколько не ущемляет интересов налоговых и контрольных органов, но лишает «экономического зрения» самих хозяйствующих субъектов, является тормозом использования ими возможностей через управление материальными потоками и запасами привести свою деятельность в соответствие требованиям рыночных отношений.
Неменее важной задачей является полный и практически ориентированный статистический учет национального материального запаса в целом - общей величины и структуры, отражающей назначение основных образующих его частей. Имеющиеся статистические данные этой цели пока не соответствуют и не обеспечивают хозяйственные и государственные структуры достаточной по объемам и нужной по содержанию информацией. Представляется необходимым, чтобы статистическим учетом были охвачены все наличные материальные ресурсы во всех типах хозяйств с подразделением этих ресурсов наследующие функциональные части:
1. Производственные запасы - продукция во всех типах хозяйств, приобретенная для использования в процессе производства товаров (работ, услуг), но еще не вступившая в процесс производства как таковой.
2. Товарные запасы - продукция, находящаяся в сфере обращения и предназначенная для продажи.
2.1. Готовая продукция собственного изготовления и товары, приобретенные со стороны, предназначенные для продажи, во всех типах производственных структур (включая отходы собственного производства, реализуемые на сторону).
2.2. Товары в структурах оптовой торговли.
2.3. Товары в структурах розничной торговли и общественного питания.
2.4. Товары в процессе транспортировки.
3. Потребительские запасы - запасы продовольствия и промышленной продукции текущего пользования в сфере непроизводственного потребления.
3.1. Запасы продовольствия и предметов личного пользования, образуемые в целях общественного потребления (в учебных заведениях, дошкольных учреждениях, структурах здравоохранения и т.п.).
3.2. Запасы продукции в домашних хозяйствах.
4. Запасы всех видов продукции в вооруженных силах и приравненных к ним структурах.
5. Общественные материальные резервы.
5.1. Государственные материальные резервы.
5.2. Федеральные и региональные резервные фонды для регулирования товарных рынков.
Цели прикладного использования функциональной структуры национального материального запаса предопределяют некоторые отступления от ведущего принципа построения приведенной выше группировки - строгого разделения материальных запасов по их месту в процессе воспроизводства: по сферам производства, обращения и потребления.
В частности, запасы и общественном питании, включенные в группу 2.3., могут объединять не только реализуемые товары (как собственного изготовления - готовую продукцию, так и приобретенные со стороны для продажи без переработки), но и покупные сырые продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления готовой продукции (то есть производственные запасы). Однако количественно эти поступления не могут сколько-нибудь, ощутимо сказаться на функциональной структуре национального материального запаса: в стоимостном выражении основную долю в производственных запасах и готовых изделиях общественного питания занимает продукция краткосрочного хранения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|