Сталкиваясь с рекламой, потребитель втягивается в постоянную позновательно-оценочную деятельность. Он прикидывает: нужно – не нужно, по карману – или нет, брать – не брать? И создатели рекламы понимают, что нужно сделать такую рекламу, которая могла бы психологически убедить человека, что именно данный товар наилучшим образом удовлетворит потребителя.
Основы теории коммуникации выражены формулой известного амер. g политолога Лассвела. Реклама понимается сегодня как специальная форма коммуникации, поэтому модель Лассвела подходит для структурирования рекламы как объект познания.
С социально-психологической точки зрения рассматриваются все составляющие модели.
Ø Коммуникатор:
из множества качеств, необходимых для коммуникатора, особое внимание убедительности, ясности намерений (например: уверенный стиль производит большее действие на потребителя, чем стиль пассивный).
Ø Обращение:
человек, готовящей рекламу, должен знать, что рекламируя только положительные качества товара, он может вызвать у целевой группы впечатление недостоверности; отрицательные же аргументы могут обратить внимание на те недостатки продукта, которых покупатель раньше не замечал, поэтому нужно учесть « двухстороннее» обращение.
Ø Средство коммуникации:
среди различных форм рекламы наиболее эффективной для воздействия на потребителя считается личная форма агитации. За ней следует визуальная реклама ТV и радио. Письменная же коммуникация (реклама) считается в общем случае наименее убедительной.
Ø Приемник:достаточно сказать, что черты характера личности влияют на ее восприятие. И это надо учитывать при создании рекламы.
Специалисты по созданию рекламы знают множество мелочей, влияющих на восприятие рекламы. Существуют теории психологического восприятия (теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу, теория « образа марки» и теория « эмпатии»). Специалисты учитывают специфику страны (если эта реклама, направленная на экспорт), цвет (теория Макса Лошера о влияние цвета на восприятие), способы выражения (например, доказано, что авангард лишь привлекает внимание, но ассоциации, вызванные им, непредсказуемы), при звуковой рекламе ключевое значение имеет голос, учитывается воздействие отдельных букв на подсознание и ассоциации (например, буква «и» - воспринимается в словах как нечто маленькое, «о» - производит впечатление мягкости и расслабленности, «а» и «э»- ассоциируется с эмоциональным подъемом и т.д.)[1] Рекламные специалисты придерживаются трех психологических состояний:
1. человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это;
2. человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину;
3. человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Методы исследования мотивов нередко черпают из психиатрической клиники. К ним относится психоаналитическая беседа,
проводимая по телевидению и имеющая целью выявить все оттенки чувств.
Применяются также методы замаскированные, когда исследуемые лица не подозревают цели опыта и обнаруживают себя косвенным путем, описывая, например, незнакомую картину или толкуя причудливые чернильные пятна (тест психиатра Германа Роршаха) этот метод носит название проектированного
.
Кроме психологических методов используется физиологические методы
исследования, например, кожно-гальванического рефлекса.
Проводятся исследования при помощи гипноза, позволяющие восстановить давно воспринятые впечатления, выявить склонность испытуемых к одним маркам товара и отрицательное отношения к другим.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|