Комплексный
метод оценки конкурентоспособности.
Этот метод основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:
n
Iнп = ПQhi
i=1
где Iнп- это групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
Qhi- это единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру;
п - число нормативных параметров, подлежащих оценке;
Анализ результатов:
если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.
Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
n
Iтп=ΣQi*Ai
i=1
где Iтп – это групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
Qi – это единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Ai – это весомость i-гo параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;
n - число параметров, участвующих в оценке.
Анализ результатов:
а) полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей;
б) основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов;
в) в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения точности оценки необходимо учесть влияние на его величину эргономических, эстетических и экологических параметров).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции. Полные затраты потребителя определяются по формуле:
T
З=Зс+ΣСi
i=1
где З – это полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
Зс -это единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi – это средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции; относящиеся к i-му году ее службы;
Т - срок службы;
i - год по порядку.
При этом,
n
Сi=∑Cj
j=1
где Cj – это эксплуатационные затраты по j-ой статье;
n – это количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
Iип=З/Зо
где Iип – это групповой показатель по экономическим параметрам;
З, Зо- это полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
К=Iнп*Iтп/Iэп
где К -это интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
Анализ результатов:
По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К- I.
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:
n
Кср=∑Ki*Ri
i=1
где Кср-это интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;
Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-гo образца:
Ri - весомость i-гo образца в группе аналогов;
n- количество аналогов.
Смешанный метод
оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов.
При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров расчитанных дифференциальным методом и часть параметров расчитанных комплексным методом.
Перейти на страницу: 1 2 3
|