Финансы
- система экономич. отнощений, котор. связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Виды: гос. финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций, финансы населения. К финансам относят лишь ту часть денежных отношений, которая характеризует самостоятельное движение денег как особого процесса, кач. отличного от товарно- денежного обращения. Финансовая система Россиивключает: гос. бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, гос. кредит, фонды имущ и личного страх., финансы предпри- тий разл. форм собственности.
Государственный бюджет
- роспись денежных доходов и расходов гос-ва, котор. представляет собой осн. финансовый план гос-ва на текущий год и имеет силу
закона. Организация бюджета предполагает: четкое бюджетное устройство(организ. принципы и струк-ра построения бюджетной системы) и продуманный бюджетный процесс(это деятельн. органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней).
Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
“З-н об основах бюджетного устройства” от 1991 года
Принципы построения бюджетной системы:
· единства (з-нов, отчетности, классификации)
· самостоятельность всех уровней
· фискального федератизма (разграничение полномочий м/д фед. властью и субъектами федераций)
· реальности (правдивость показателей)
· гласности - опубликовано
· полноты
Структура :
· федеральный бюджет РФ
· бюджеты субъектов федерации (89 - республики, края или области, Москвы и С-П., автономных районов и областей)
· местные бюджеты(29000 - районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)
Все три уровня бюджетной системы являются самостоятельными и формируются из собственных
источников, имеют свои направления расходования и ежегодно утверждаются соответствующими законодательными органами.
Фонд поддержки регионов. Цель - поддержать слабые регионы за счет сильных ( в РФ 10 регионов-доноров кормят 79). Субъекты Федерации могут самостоятельно вводить налоги.
Вышестоящие бюджеты могут оказывать помощь нижестоящим (дотации, субвенции, субсидии).
Источниками бюджетных доходов являются:
1. налоговые поступления
2. поступления от внешнеэкономической деятельности
3. поступления от государственных предприятий и собственности.
4. для бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов источником доходов так же являются субсидии, субвенции и казначейские ссуды.
Дифференциация налоговых поступлений в бюджеты:
· федеральные (НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, таможенный тариф, транспортный налог, и т.п.);
· субъектов федерации (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, сбор на нужды образовательной системы, сбор за регистрацию предприятий);
· местные (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, на содержание жилищного фонда).
Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение отдельных ставок налоговых платежей между бюджетами (налог на прибыль - 13% в федеральный бюджет, до 25% в региональный; НДС - 80% от суммы в федеральный бюджет, 20% в территориальный).
Секвестр
- это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных (здравоохранение, социальные нужды, зарплата).
Доходы бюджета РФ:
1) НДС
2) акцизы
3) доходы от ВЭД
4) доходы от приватизации
5) прочие: налоги, пошлины, сборы и т.п.
Расходная часть гос. бюджета
подразделяется: 1). финансирование нар. хоз-ва 2). финансирование социально- культурных мероприятий 3). финансирование науки 4). финансирование обороны 5). содержание правоохранительных органов и органов власти 6). расходы по ВЭД 7).создание резервных фондов 8). расходы по обслуживанию гос. долга
9). прочие расходы и выплаты.
Бюджетный дефицит
- превышение расходов государства над его доходами. Покрывается гос. внутренними (выпуск ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов банков) и внешними займами. Также используется практика снижения гос. расходов, путем урезания расходных статей (кроме защищенных).
В эк. теории различают несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита:
а) бюджет должен быть ежегодно сбалансированным;
б) бюджет финансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно;
в) целью гос. финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.
|