Основы теории потребительского поведения, оптимум потребителя при количественном и порядковом способе измерения полезности.

Полезность товара, количественная и порядковая, предельная и общая.

Существует несколько способов оценки полезности товара:

1. Количественный, при котором вводят условные единицы полезности – ютили (от англ. utility). Такой подход к измерению полезности назван кардиналистическим.

2. Порядковый (ординалистический подход), основанный на упорядочении наборов товаров по предпочтениям.

При порядковом способе представления полезности используют несколько аксиом о свойствах отношений предпочтения и безразличия:

1. Сравнимость наборов (определены операции "<", ">" и "=").

2. Транзитивность отношений (если А

> B

, B

> C

, то и A

> C

).

3. Ненасыщенность – принцип "больше лучше, чем меньше".

Предельная полезность

– полезность, извлекаемая из каждой дополни- тельной единицы блага (обозначение – MU

от англ. marginal utility).

Совокупная (общая) полезность

– сумма предельных полезностей (обозначение – TU

от англ. total utility).

Пример.

Рассмотрим, как меняются предельная и совокупная полезности с увеличением количества потребляемого товара (цена Р

= 2 у.е.):

Q

количество товара

TU

совокупная полезность

MU

предельная полезность

1

10

5

10

5

2

18

9

8

4

3

24

12

6

3

4

28

24

4

2

5

30

15

2

1

Закон убывающей предельной полезности и его влияние на спрос и цены.

Закон гласит: с увеличением количества приобретаемого товара падает его предельная полезность.

В соответствии с теорией потребительского выбора покупатель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. При этом существуют два условия:

1. Полезность, приносимая последующей единицей товара, меньше полезности, приносимой предыдущей:

2. Потребитель стремится к достижению максимума общей полезности:

Потребитель всегда идет сначала от удовлетворения своих настоятельных потребностей (еда, одежда) к менее настоятельным.

Потребительский оптимум при количественном измерении полезности.

Оптимум потребителя

определяется соответствием двум условиям:

1. Достижение максимальной совокупной полезности.

2. Полное использование дохода.

Правило максимизации полезности:

Максимальное удовлетворение потребности наступает при таком распределении дохода, когда последняя денежная единица, затраченная на при- обретение каждого вида продукта, приносила бы одинаковую предельную полезность:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Финансовые ресурсы

Наиболее очевидным ограничивающим фактором размера бюджета являетяс наличие фондов финансирования.

Финансовая стратегия предприятия

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами.

Понятие рыночной стоимости

Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой товар или услуга могут быть проданы на свободном рынке в условиях конкуренции.