Всё так же непостоянно, как и устойчиво в нашем мире. Со временем меняются приёмы решения, форма, материальные, технические и финансовые возможности исполнения наружной рекламы. Неизменным остаётся главное предъявляемое к ней требование — быть яркой, выделяться в окружении. До недавнего времени оно no-существу не выполнялось. Распространены были щиты, трудно различимые в тротуарной зоне, и вывески, совершенно пропадавшие на фоне фасадов зданий. Сегодня положение в корне изменилось. Появилось много новой, яркой, хорошо освещённой и видной издалека рекламы. Парадоксально то, что она, при всей своей яркости, стала плохо выделяться в окружении. Это особенно заметно при её концентрации в городских участках. Отдельные рекламные объекты стали спорить друг с другом, «забивать» друг друга. В целом образовались перенасыщенные информационные поля, трудно воспринимаемые человеком. Исследованиями установлено, что в таких полях так называемый «информационный шум» составляет до 25% от общего количества воспринимаемой информации. В его условиях обратить внимание на отдельную рекламу чрезвычайно трудно. Но задача остаётся прежней — её нужно выделить из окружения. Путей достижения цели несколько.
Сразу отметим, что давно освоенный путь использования в рекламе просто яркого цвета уже не ведёт к желаемому результату. Применённый и в соседней рекламе, он становиться неэффективным, усиливающим пестроту общей информационной картины на улице. Яркий цвет, действительно, работает на рекламу, на улучшение её видимости только в том случае, когда он выступает в контрасте к цвету фона. Фоном может быть как поле вокруг главного элемента (надписи или знака), так и окружение вокруг рекламного объекта. Как известно, контрастными являются цвета хроматического ряда, резко отличающиеся по светлоте. Это жёлтый и синий цвет, а также соответствующие им оттенки. К контрастным цветам примыкают близкие им по светлоте ахроматические цвета — белый и чёрный. С ними ряд контрастирующих цветов значительно расширяется. Противоположностью белому являются также насыщенные красные и зелёные цвета. Возможно самое разное сочетание полярных цветов.
Контрастные цвета обеспечивают хорошее восприятие отдельной рекламы, но не решают задачу её выделения из окружения. Они, как и отдельный яркий цвет, способствуют образованию пестрого информационного поля. Задача его упорядочения в значительной степени решается при помощи нейтрализации фона за главным элементом рекламы — надписью или знаком. Нейтрализация касается разработки как самого поля рекламного объекта, например, постера или эксклюзивного брандмауэра, так и фона за ним. Нужный эффект достигается устранением лишних ярких деталей фона, спорящего с главным элементом. Фоном может служить небо, деревья, забор, стена и пр. При сложном таком поле требуется создание нейтральной фоновой плоскости за надписью или знаком.
Ещё один перспективный путь — акцентирование внимания к рекламе за счёт её особого расположения. Эффективно вертикальное расположение надписи в общем ряду горизонтальных надписей, её наклон или размещение гори-, зонтальной надписи в ряду вертикальных вывесок. Лучше, когда реклама контрастно располагается и по отношению к архитектурным элементам: окнам, простенкам, карнизам и др. Рационально использование, например, вертикального брандмауэра, зрительно соединяющего поэтажный ленточный ряд окон и балконов, или горизонтальной растяжки по карнизу, к которому подходят снизу вертикальные импосты фасадного остекления. Аналогичен и эффект от рекламы, занимающей всю торцевую стену здания, фасады которого разбиты рядом окон. Он снижается, если такая реклама расчленяется архитектурными деталями, например, теми же окнами. Весьма эффективно профильное к фасадам расположение вывесок на улице или устройство еще более заметных растяжек между фасадами.
Реклама хорошо выделяется за счёт разделения уровней её размещения на здании. Таких уровней четыре: пояс витрин, над витринами, средний уровень между первым и последним этажом здания и высотный (по крышам). Сосредоточение рекламы в одном из уровней (например, в горизонтальной полосе над витринами или в среднем поясе) ведёт к ухудшению её восприятия. Надо рационально распределять устройства по разным уровням, что создаёт условия для их зрительного отделения друг от друга. Повышение уровня ведёт также к расширению поля восприятия рекламы.
Нельзя не указать и на такую возможность, как рациональный выбор размеров рекламы. Конечно, даже самое простое их увеличение — уже дело. Но оно не всегда допустимо, часто ограничивается предписаниями. К тому же, его эффект значительно ослабевает в соседстве с большой рекламой. Более рационально контрастное сочетание размеров рекламы, её главных элементов с размерами, точнее, площадью фонового поля. По размерам реклама может контрастно сочетаться не только друг с другом, но и с архитектурными элементами. Например, хорошо выделяется маленькая изящная вывеска на фоне огромных витрин или стены и, наоборот, большая крупная реклама — в соседстве со стандартным входом или мелко расчленённым фасадом.
|