Процесс медиапланирования является достаточно простым, интересным и увлекательным занятием, если руководство компанией:
— предельно ясно и точно изложило весь комплекс маркетинга, который будет применяться на предприятии и цели, стоящие перед рекламной кампанией;
— выбрало механизм формирования рекламного бюджета и утвердило цифры бюджета на сколько-нибудь разумный срок;
— определило способы и источники получения информационных ресурсов, необходимых для эффективного медиаплана.
В случае невыполнения этих первичных задач, относящихся чаще всего к компетенции высшего руководства компании, ожидать эффективного проведения рекламной кампании маловероятно. Определив задачи своей рекламы, фирма может приступать к разработке рекламного бюджета на каждый отдельный товар. Существует четыре основных метода расчета рекламного бюджета.
1. Метод исчисления «от наличных средств». Фирма выделяет о бюджет определенную сумму, которую она, по собственному мнению, может потратить. Подобный метод определения размеров рекламного бюджета целиком и полностью игнорирует влияние стимулирования на объем сбыта. В результате из года в год величина бюджета остается не определенной, что затрудняет перспективное планирование рыночной деятельности.
Чаще всего подобный метод применяется не из незнания его отрицательных сторон, а из суровой финансовой действительности.
Тем более в такой ситуации для специалиста по планированию возрастает роль удельных стоимостных показателей эффективности рекламы (соотношение различных показателей количества потенциальных контактов с затратами на их достижение).
2. Метод исчисления «в процентах к сумме продаж». Рассчитывается определенным процентном отношением к сумме продаж, либо к продажной цене товара. Считается, что этот метод обладает рядом преимуществ. Во-первых, расчет в процентах к объему продаж означает, что сумма ассигнований на рекламу будет скорее всего меняться в зависимости от того, что фирма «может себе позволить». Во-вторых, этот метод заставляет руководство учитывать взаимосвязь между издержками на рекламу, продажной ценой товара и суммой прибыли в расчете па товарную единицу. В-третьих, он способствует поддержанию конкурентной стабильности и такой мере, что фирмы конкуренты тратят на рекламу примерно один и тот же процент суммы своих продаж.
Однако, этот метод строится па рассуждениях о том, что сбыт является причиной стимулирования, а не следствием. Он ведет к тому, что размер бюджета определяется наличными средствами, а не имеющимися возможностями. Эта зависимость мешает перспективному планированию, этот метод не дает логических оснований для выбора конкретного процентного показателя. Этот метод не поощряет формирование бюджета с учетом того, чего заслуживает каждый отдельный товар и каждая сбытовая территория.
3. Метод конкурентного паритета. Размер рекламного бюджета фирмы устанавливается па уровне соответствующих затрат конкурентов. В поддержку этого метода говорят два довода. Во-первых, уровень затрат конкурентов олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли. Во-вторых, поддержание конкурентного паритета помогает избегать острой конкурентной борьбы.
4. Метод исчисления «исходя из целей и задач». Этот метод требует, чтобы деятели рынка формировали свои бюджеты исходя из:
- выработки конкретных целей,
- определения задач, которые предстоит решить для достижения этих целей, и оценки затрат на решение этих задач. Классически этот метод рассматривается как наиболее прогрессивный, позволяющий компании проводить активную рыночную политику. При формировании бюджета исходя из целей и задач предполагается гипотетически неограниченные средства и Ваша задача - предложить оптимальный размер рекламного бюджета. Таким образом возрастает не только личная ответственность но и финансовый риск компании. Для сокращения финансового риска я бы рекомендовал при отталкивании от целей и задач: пользоваться методом конкурентно-паритетного анализа для получения контрольных показателей затрат по Вашему рынку; обратить внимание на квалификацию персонала, который будет непосредственно отвечать за планирование размера бюджета; определить источники информации, которой будете пользоваться, начать работу с исследований, которые помогли бы снизить вероятность ошибок и соответственно потерь.
Перейти на страницу: 1 2 3
|