Необходимость изучения мнения москвичей о наружной рекламе в городе назрела давно. Насколько эффективна "наружка"? Что раздражает в ней горожан и что нравится? В каком направлении следует совершенствовать технологии наружной рекламы? Особенно интересны эти данные именно сейчас, когда столицу ожидает вал предвыборных массовых рекламных акций.
— Ты помидоры любишь ?
— Кушать — да, а так — не очень.
Вот так и в рекламе!
Статистика - подруга скуки и мать достоверности
В июле 2001 года по заказу Московской мэрии Центром Социальных Исследований и Маркетинговых Технологий (ЦСИМТ)был проведен уличный опрос жителей столицы. Цель опроса — выявление отношения респондентов к рекламе вообще и городской наружной рекламе в частности.
Социологическое исследование охватило девять округов Москвы. Всего было опрошено 60255 человек. Из них мужчин 44,2% и женщин 55,8%.
Москвичей среди респондентов оказалось 81,1%, не москвичей — 18,9%.
Основную группу опрошенных составляли молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет (50,4%) с высшим образованием (47,0%) и среднедушевым доходом 501 — 1000 рублей (26,1%), работающие на частной фирме или в бюджетных организациях и передвигающиеся по городу в общественном транспорте (66,1%).
Таким образом, данную группу можно условно назвать заинтересованной (или наиболее активной), к которой в дальнейшем можно было бы адресоваться при изучении рекламной тематики.
Пациент скорее жив, чем мертв
Так как же относятся москвичи к рекламе?
Как показал опрос (см. табл. 2), благожелательно или нейтрально ее воспринимают 73,7% респондентов.
Не преподнесло никакого сюрприза и изучение зависимости восприятия "наружки" от уровня дохода. Разумеется, респонденты с месячным среднедушевым доходом в категории 501 — 1000 рублей на душу населения и выше относятся к рекламе в целом более доброжелательно, нежели респонденты с более низким уровнем дохода.
А больше всего недовольны рекламой мужчины в возрасте от 36 до 45 лет с достатком 201—500 рублей месячного среднедушевого дохода. Что ж поделать, даже Джоконда не всем нравится, что уж тут о рекламе говорить!
Выяснив у респондентов отношение к рекламе вообще, интервьюеры переходили к ее частностям.
Для более точного определения отношения опрошенных к наружной рекламе в целом им было предложено согласиться или не согласиться с целым рядом утверждений (см. табл. 3).
Как мы видим, в результате ответов респондентов три высказывания дали отрицательную оценку рекламной деятельности в Москве, а четыре других положительную. Причина такого расхождения — эмоциональная реакция респондентов на определенные виды рекламы. Другими словами, при излишней навязчивости рекламы у населения начинается се отторжение, которое при определенных обстоятельствах может сказаться на восприятии рекламы как таковой. Подтверждение данного тезиса мы получим позднее, при анализе конкретных видов наружной рекламы. Вместе с тем следует отметить, что большинство респондентов высказалось за увеличение числа оригинальных рекламных конструкций. Это свидетельствует о том, что москвичи хотят видеть разнообразную рекламу, гармонично вписывающуюся в облик города.
Таблица 3
Отношение москвичей к рекламе в целом
Отношение |
% |
Отрицательное |
9,4 |
Скорее отрицательное |
14,5 |
Нейтральное |
37,3 |
Скорее положительное |
23,1 |
Положительное |
13,3 |
Затрудняюсь ответить |
2,4 |
Таблица 3
Восприятие москвичами наружной рекламы.
Утверждение |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
Реклама помогает потребителю выбрать наиболее подходящий товар или услугу |
43,6 |
36,7 |
19,7 |
Реклама навязывает потребителю выбор определенного товара (услуги), не давая достоверной информации о его подлинном качестве |
73,4 |
13,9 |
12,7 |
Политическая реклама на щитах и в общественном транспорте должна быть запрещена |
47,0 |
33,5 |
19,5 |
В центре Москвы не должно быть крупных рекламных конструкций |
40,3 |
38,3 |
21,1 |
Щитов 3x6 в городе слишком много |
32,9 |
37,2 |
29,9 |
Каждый округ или район должен оформляться к празднику с учетом его архитектурно-исторических традиций |
88,5 |
4,1 |
7,4 |
В городе необходимо увеличить число оригинальных рекламных конструкций |
53,6 |
25,9 |
20,5 |
|