Пока мы к
иностранцам относимся лучше, чем к себе,
они будут
относиться к себе лучше, чем к нам.
( Панкрухин
А.П. , д.э.н., проф.,)
В сложившейся ситуации в России руководители различных управляющих
структур сталкиваются с проблемами функционирования экономических субъектов в
условиях жесткой конкуренции. Если частные организации уже смогли
адаптироваться к современным условиям, то руководители территориальных
образований только в начале этого пути. Поэтому вопросам управления
территориальным развитием и внедрению в практику методов, способствующих
динамичному развитию территории, сегодня, уделяется больше внимания. Регионы –
не просто лицо России – они залог её возрождения и процветания в будущем.
По словам директора одного из ведущих российских брендинговых агентств
Еременко М.А. проблемой формирования брендов регионов специально в РФ никто не
занимается. Ни одно брендинговое агентство за все время существования на нашем
рынке не получало заказ на разработку бренда хоть какой - либо территории. Но
этот факт не говорит о том, что данный вопрос не является проблемным для российского
общества. Формируя имидж регионов можно в значительной степени обойти те
стереотипы, которые существуют по отношению к имиджу России в целом. Кроме того,
недостаток методических и практических наработок делает его особенно актуальным.
Потребность в формировании имиджа регионов вытекает из того, что в
современной ситуации территория не может рассматриваться как самостоятельная
замкнутая система, так как живет в основном за счет тех ресурсов, которые
привлекает к себе за счет тех систем связей, в которые она включается, и именно
для этого становится необходимым определение своего места в этой более
глобальной системе, чем конкретная территория.
Маркетинг может помочь, чтобы нашу родину уважали, чтобы
сюда ехали иностранные туристы, чтобы с ней стремились "иметь дело"
зарубежные бизнесмены и инвесторы, чтобы учиться, работать, жить в ней было
престижно. Это касается не только страны в целом, но и ее регионов,
муниципальных образований, так называемых "локальных мест". Причем
признание успешности даже самого малого города с одной стороны, зависит от
признания успехов региона и страны в целом и наоборот.
Осмысление
необходимости маркетинга региона приходит разными путями и по разным
основаниям: одни столкнулись с фактом снижения притягательности региона для
туристов, инвесторов, другие озабочены в связи с оттоком финансовых, трудовых и
других ресурсов из региона, третьи пытаються обеспечить привлекательность
региональных товаров внутри территории и в то же время сделать более выгодным
их экспорт за пределы региона. В последние десятилетия начал накапливаться
интересный опыт регионов различных стран по применению потенциала маркетинга в
целях повышения туристической и коммерческой притягательности регионов.
Нельзя утверждать, что проблемы построения модели развития территории не
рассматриваются на уровне государства. Сегодня появилась необходимость в
разработке собственной идеологии региона в условиях конкуренции территорий за
помощь со стороны федеральных властей, за средства из Федерального Бюджета, и в
целях устойчивого развития экономики. Каждый регион в процессе привлечения
инвестиций стремиться найти свое уникальное лицо на фоне других. Построение
своеобразного, отличного от других образа территории в глазах партнеров,
инвесторов и общества – это наиболее приемлемый путь развития в условиях
конкурентной борьбы.
Республика Бурятия является уникальной по культуре, самобытности и
историческому наследию территория, но на протяжении своего существования она является
дотационной и зависимой от Федерального Бюджета РФ. Её экономика не устойчива и
требует проведения реформ. Общественность, население и местные органы
управления пытаются решить данные проблемы, но пока не очень успешно. Поэтому
одним из основополагающим вариантов выхода является построение на основе
конкурентных преимуществ территории стабильного и легко узнаваемого бренда РБ,
и разработка на его основе стратегии развития региона.
Целью данной работы является изучение и анализ существующей ситуации в республике
и построение конкурентоспособной модели/бренда региона.
Первоочередной задачей регионального управления становится
обеспечение условий для концентрации ограниченных ресурсов на тщательно
отобранных направлениях, дающих возможность одним регионам сохранить лидирующие
позиции, а другим - создать предпосылки для экономического роста.
Предметом исследования данной работы является внутренний и внешний
образ рассматриваемого региона. Практическое значение работы состоит в изучении
состояния образа территории и подготовке предложений по формированию его комплексного
образа и выработки рекомендаций по применению его в стратегии развития
территории.
Данная работа состоит из трех глав:
1.
Теоретико-методологические
основы бренда территории
Ø
Территориальный
маркетинг как одно из перспективных направлений современного управления
Ø
Понятие
имиджа/бренда (как категории бизнеса и в территориальном маркетинге);
2.
Управление
брендом территории в Республике Бурятия.
Ø Swot –анализ региона
Ø Внутренний имидж РБ
Ø Внешний имидж РБ
3.
Бренд
Бурятии как модель и программа продвижения территории.
|