Основные положения теории совершенной конкуренции.
Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие черты:
1. Здесь действует большое число фирм, каждая из которых является независимой по отношению к другим фирмам.
2. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого товара. Объем выпуска каждой фирмы составляет до 2% от общего объема. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма воспринимает цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий.
3. Фирмы отрасли производят один и тот же однородный продукт, так что покупателям безразлично, продукт какой фирмы выбрать.
4. Отрасль является открытой для входа и выхода из нее любого количества фирм.
5. Осуществляется равный доступ ко всей имеющейся информации.
Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу продукции она продает по одинаковой цене, то есть на каждую дополнительную единицу продукции фирма будет иметь одинаковый предельный доход, равный цене товара:
Пример.
Q |
P |
TR |
|
1 |
10 |
10 |
|
2 |
10 |
20 |
10 |
3 |
10 |
30 |
10 |
Поэтому кривые спроса средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию на уровне цены (рис. 22).
Это показывает, что спрос является абсолютно неэластичным.
Рис. 22.
Спрос отдельной фирмы.
К проблеме определения объема выпуска продукции, при котором фирма максимизирует прибыль, можно подойти двумя способами:
· оценить предельные значения выручки MR
и MC
;
· изучить суммарные издержки ТСи суммарную выручку TR
.
Пример.
Рассмотрим следующую таблицу и найдем максимальное значение прибыли:
Q
,
шт
/
день |
P
,
руб./
ед. |
TR |
TC |
MC |
MR |
AC |
П
прибыль |
0 |
40 |
0 |
50 |
– |
– |
– |
-50 |
1 |
40 |
40 |
100 |
50 |
40 |
100 |
-60 |
2 |
40 |
80 |
128 |
28 |
40 |
64 |
-48 |
3 |
40 |
120 |
148 |
20 |
40 |
49,3 |
-28 |
4 |
40 |
160 |
162 |
14 |
40 |
40,5 |
-2 |
5 |
40 |
200 |
180 |
18 |
40 |
36 |
20 |
6 |
40 |
240 |
200 |
20 |
40 |
33 |
40 |
7 |
40 |
280 |
222 |
22 |
40 |
32 |
58 |
8 |
40 |
320 |
260 |
38 |
40 |
32,5 |
60 |
9 |
40 |
360 |
305 |
45 |
40 |
33,9 |
55 |
10 |
40 |
400 |
360 |
55 |
40 |
36 |
40 |
11 |
40 |
440 |
425 |
65 |
40 |
38,6 |
15 |
Перейти на страницу: 1 2 3
|