Отдаленность Байкальского региона от
российских ворот ограничивает число желающих посетить наш регион, особенно в последние годы, когда стоимость проезда по российским железным дорогам и авиационных перевозок почти сравнялась с мировыми ценами. Огромные российские пространства, отделяющие Сибирь и от западных границ нашей страны, и от восточных, делают неконкурентоспособной стоимость пассажирских и туристских перевозок по ним. Но с другой стороны эти пространства сами по себе являются мотивацией для западных туристов, что выражается, например, в относительной стабильности немецкого
транзитного железнодорожного туризма.
Байкальский регион, и Бурятия в
первую очередь,
для иностранных туристов остается транзитным (въездным/выездным) центром по отношению к таким, динамично развивающимся, рынкам, как Монголия и Китай. Однако, по оценкам экспертов[11] Бурятия нуждается в комплексном туристическом бренде. Байкал, безусловно, очень интересен для западного покупателя, однако совершенно ясно угадывается отсутствие четко продуманного бренда нашего региона, который бы сразу привлекал потенциального клиента. Пока нет четкой позиции в самоидентификации, что, в конечном счете, приводит к тому, что интересный в туристическом плане регион теряется на фоне других предложений.
«Сибирь и Дальний Восток - наиболее перспективная территория для продвижения Байкальского горнолыжного продукта», - считает менеджер компании Green Express Ольга Рослякова[11]. У Байкальского региона есть ряд преимуществ, на которые необходимо опираться при продвижении горнолыжного продукта - регион может предложить натуральный снег, большой пространственный потенциал, комплекс уникальных услуг, идущих в сопровождение к собственно горнолыжному отдыху - катание на собаках, дайвинг, подледная рыбалка, фестиваль зимних игр.
Для
того чтобы эффективно использовать имеющиеся туристские ресурсы необходимо учитывать не только достоинства
нашего региона, но
и его недостатки. Таким образом, стратегия привлекательности может принести плоды только при ориентации на нерезидентов и постоянного усовершенствования условий жизни в республике.
Некоторые вопросы предыдущей стратегии перекликаются и со стратегией маркетинга инфраструктуры, но здесь акцент делается на повышение притягательности территории для бизнеса. От предшествующего примера данная стратегия отличается ориентацией на бизнес-процессы и предпринимателей, на высокую степень цивилизованности рыночных отношений на территории. Здесь применяются такие механизмы как развитие и популяризация потенциала инфраструктуры, ее правовое, научно-техническое и кадрово-организационное обеспечение. По экспертным оценкам[14], Бурятия входит в двадцатку регионов, имеющих наиболее высокий ресурсный потенциал, и в пятерку лучших регионов, имеющих благоприятный законодательный фон для иностранных инвестиций.
За последние годы в столице РБ г. Улан – Удэ появилось немало деловых и торговых центров (Сагаан Морин, Центр красоты, Дом моды). Хороший аргумент маркетинга инфраструктуры Улан-Удэ - динамика и результаты развития аэропорта, железно – дорожного вокзала и автовокзала, а также появление новых операторов сотовой сети (МТС). Многократное расширение вокзального комплекса, рост качества услуг пассажирам и облегчение режима работы авиакомпаний становятся важными конкурентными преимуществами региона в борьбе за клиентов.
Создание структур по поддержке предпринимательства – выделение из Союза промышленников Союза малого предпринимательства благоприятно влияет на продвижение их интересов на территории региона. Принятие законов Народным Хуралом, направленных на поддержку предпринимательства, проведение администрацией ежегодных конкурсов: 100 лучших товаров Бурятии, «Предприниматель года» приводят к повышению престижности и популярности бизнеса среди населения.
|